Все люди, хотя бы раз в жизни, обращались к прогнозу погоды и ругали синоптиков за его недостоверность. А если задуматься, как это сложно смотреть пусть ненадолго, но в будущее, и на основе анализа огромного количества данных предсказывать такую переменчивую погоду. Синоптики — не волшебники, они, как говорится, только этому учатся и потому заслуживают собственный праздник — День работников гидрометеорологической службы России, который отмечается с 2008 года.
Профессия — погоду диагностировать
Многое в жизни зависит от погоды — урожай или неурожай, удачный или неудачный отдых, своевременный вылет самолёта, труд рыбаков, водителей транспорта, самочувствие людей. Потому ещё в древние времена наши предки находили различные способы как-то предсказывать погоду. В основном наблюдали за природными явлениями, поведением зверей, птиц, растений.
История русской метеорологии началась с 1834 года, когда по указу царя Николая I в Санкт-Петербурге была учреждена магнитно-метеорологическая обсерватория. С этого времени стали вести регулярные наблюдения за погодой по единому руководству.
Сегодня Российская гидрометеорологическая служба является членом Всемирной метеорологической организации, занимается вопросами погоды, климата и воды, участвуя во всех программах. Мировые центры Всемирной службы погоды находятся в Вашингтоне, Мельбурне и Москве.
Синоптики собирают и обрабатывают информацию о погодных условиях. С помощью приборов фиксируют показания датчиков температуры, давления, влажности, скорости и направления ветра, а затем составляют прогноз на определённый период времени. Для этого используют вычислительные мощности компьютеров, в которых содержатся математические модели атмосферных процессов. Но и сверхсовременные приборы не дают стопроцентной гарантии. В этом убеждаемся часто. Погрешности обусловлены нелинейностью законов, которым подчиняются воздушные явления, и возникновением хаотических режимов. Так объясняют специалисты. А мы, простые граждане, можем наблюдать, как и сам человек негативно влияет на погоду и даже на изменение климата. Всем известны последствия деятельности человека (техногенное загрязнение природной среды).
Иногда труд работников метеослужбы сравнивают с деятельностью врача — диагноз погоде ставить сложно. И тем не менее, прогноз погоды передают регулярно, население предупреждают о возможных чрезвычайных природных катаклизмах.
История марёвской метеослужбы
Нашим читателям, возможно, будет интересно узнать о том, что в нашем районе долгие годы также функционировала метеослужба, которая была организована областным землеуправлением. К сожалению, архивные данные не сохранились, потому точных исторических сведений собрать не удалось. Но зато удалось пообщаться с людьми, которые работали на метеостанции в разное время.
В деревне Сухоногово живёт удивительная женщина — ветеран труда, долгожительница, приветливый человек, оптимист. В 92 года управляется со своим хозяйством, ходит в магазин на пекарню, выращивает овощи на огороде, читает книги, газеты. Конечно, дети приезжают из города, помогают, приглашают к себе, но она предпочитает жить самостоятельно.
Мария Васильевна Иванова c января 1943 года работала на метеостанции, которую эвакуировали в Седловщину. Хорошо помнит место расположения — в небольшом домике напротив современного здания школы. Наблюдения за погодой передавала в Ленинград. Обеспечивала метеосводками командование и воинские подразделения Северо-Западного фронта. Много воды утекло с тех пор, но память сохранила общее ощущение большой ответственности во время работы. Рассказала, как однажды произошёл сбой в передаче сводки для обеспечения движения транспорта по Ладожскому озеру («Дорога жизни»), так начальник станции (помнит его фамилию — Нечаев) поседел за одну ночь.
После освобождения района метеостанцию перевели в деревню Сухоногово. Снова небольшой деревенский домик и площадка с приборами. Коллектив состоял из нескольких человек. К работе относились серьёзно, строго по времени передавали сводки (в 7 утра, в час дня и в 7 вечера). В любую погоду выходили на площадку и записывали показания. В 1946 году училась на курсах повышения квалификации в Ленинграде, после чего назначили начальником метеостанции. До 1951 года трудилась в метеослужбе.
16 лет работала на метеостанции Тамара Аркадьевна Захарова, тоже жительница Сухоногова. Часто приходит навестить Марию Васильевну, вспоминают годы работы в метеослужбе.
Тамара Аркадьевна после окончания Марёвской школы пришла на метеостанцию, сначала ученицей, затем техником-метеорологом. Делом занималась, можно сказать, потомственным. Её мама, Любовь Фёдоровна Старовойтова, также трудилась на станции, многому научилась Тамара у неё. Помнит, как девочкой приходила к матери на работу, всё было интересно. Вспомнила добрым словом коллег матери: Ольгу Александровну Нилову, Любовь Александровну Яковлеву, Валентину Антоновну Владимирову.
В её бытность станция располагалась уже на территории аэродрома, сначала в небольшом деревянном помещении. Когда построили аэропорт, для метеорологов выделили более приспособленное помещение, оборудовали новую площадку, появились более современные приборы для наблюдений.
Работать было интересно, все молодые, энергичные, помогали друг другу. Дежурство начиналось с 9 вечера и длилось 12 часов. Регулярно передавали зашифрованные телеграммы в Новгород и Ленинград. И так день за днём, пока не наступили иные времена, когда перестали летать самолёты, закрылся аэропорт, закрылась и метеостанция.
В 1979 году после окончания Алексинского агрометеорологического техникума приехала в Марёво Алина Варламова (на верхнем фото). В коллективе тогда трудились Маргарита Парамонова, Тамара Захарова, Елена Журавкова, начальник станции — Надежда Белова, тоже выпускница Алексинского техникума. В их обязанности входило круглосуточное наблюдение за погодой и сбор информации, которую кодировали и передавали по телефону на телеграф, откуда шли телеграммы в гидрометцентр, в котором составлялся прогноз погоды. Марёвские метеорологи обслуживали также местный аэропорт, близлежащие авиационные воинские части, передавая сводки радиооператору.
Алина Ивановна, как специалист-агрометеоролог, сотрудничала с совхозами. Её задача — отслеживать влияние погодных условий на рост и развитие растений. Через день обходила определённые участки, наблюдая фазы развития посевов, измеряя высоту, частоту, брала пробы почвы на влажность. Зимой брала озимую рожь на отращивание в кабинет. Подсчитывала повреждённые, погибшие и сохранившиеся всходы. Составляла прогноз — что ожидать весной. Информацией пользовались специалисты совхозов и районное управление сельского хозяйства.
В 1987 году метеостанция перестала функционировать в прежнем виде. Остались всего два человека — Маргарита Парамонова — по обслуживанию авиации, и Алина — по сельскому хозяйству. С закрытием аэропорта осталась совсем одна, работала в так называемом «пункте», располагавшемся на дому. Раз в сутки передавала погодные наблюдения по телефону. В 2007 году услуги марёвских метеорологов сочли ненужными. Переживала, скучала по работе, в сторону аэропорта не хотела смотреть.
Видим, как меняется погода и даже климат. Но меняемся и мы, люди, по воле которых происходят изменения в жизни, не всегда в лучшую сторону. И ведут теперь наблюдения за погодой местные энтузиасты: Александра Муравьёва, Людмила Павлова, да школьники отмечают ясные и пасмурные дни в дневниках наблюдений.
А на территории бывшего аэродрома продолжает разрушаться здание аэропорта, да стоит деревянное здание бывшей метеостанции с заколоченными окнами, напоминая бывшим сотрудникам метеослужбы о былом — молодости, добросовестном труде, интересной и нужной тогда работе.
Валентина ГОЛУБЕВА
Фото автора
и из семейных архивов
Тамары Захаровой,
Алины Варламовой