Говорят, не надо бередить старые раны: того и гляди заболят снова. Но что поделаешь, если остаются они незалеченными, и чтоб им открыться вновь, щепотки соли — и той много.
Надо же было, щёлкая пультом, наткнуться на ехидный канал «Пятница!». На экране ветер гнал тучи песка и перекатывал пустые пакеты и банки по щербатому асфальту. Молодёжная компания отдыхала с гитарой на фоне кучи какого-то барахла. Улица Лермонтова, Комсомольская? Или Труда? Не может быть, на ней асфальт новый. Но ведь что-то явно знакомое! Надо было подойти поближе к телевизору, чтобы понять свою ошибку: деревья не те, да и цвет кожи прохожих явно не северный. Шла передача про путешествия — «Орёл и решка». Две барышни исследуют мир, время от времени меняясь кошельками. В этот раз занесло их в столицу африканского государства, занимающего седьмое место снизу в списке самых бедных и неустроенных стран мира. ...Ох, как же мало радости в мозамбикском пейзаже обнаружить аналоги того, что можно без труда найти в своём городе!
Телевизионные барышни погостили в Мапуту два дня и с облегчением сбежали оттуда, удивляясь, как это люди живут в такой грязи и, похоже, её не замечают. А мы с вами замечаем? Решила и я отправиться в путешествие, но только виртуальное — по страницам газет из соседних районов, которые тоже в эти дни обсуждают темы благоустройства. Чудово. После прогулки по улицам у корреспондентов «в целом сложилось приятное впечатление. Чисто. С тротуаров смели накопившийся за зиму песок. Поливальная машина смыла остатки грязи с центральных улиц». Любытино. «ООО «ЭкоСити» организовало встречи с населением, раз в неделю специалисты отвечают на все вопросы на месте. Процесс заключения договоров с жителями частного сектора наладился и успешно идёт к завершению. Новшеством станет введение индивидуальных пластиковых евроконтейнеров. Они компактны, мобильны, оборудованы крышками, что защищает от ветра, животных и запаха».
У нас же мусор — незаживающая рана, тема вечная и безграничная. Последние месяцы приходилось много копаться в старых газетах. О благоустройстве говорилось (подчеркну, говорилось!) всегда. Вот весной 1942 года исполком горсовета объявил декадник «В поход за чистоту»: «Считать мобилизованным весь автогужтранспорт и всё работоспособное население города в возрасте: мужчины — от 15 до 60 лет, женщины — с 16 до 55». В воскресенья работать по 10 часов, в другие дни по 3 часа после работы. Уклоняющихся ждал штраф в 3000 рублей или исправительные работы на срок до 6 месяцев.
С тех пор месячники, декадники, двухмесячники благоустройства проходят ежегодно. Худо-бедно с их помощью удаётся ликвидировать зимние накопления хлама на самых видных местах. Но и только. По существу же у нас почему-то мало что меняется. Зимой депутаты городского Совета задавали этот вопрос представителям администрации района. Ответ был предсказуем: благоустройство, включая уборку улиц, требует больших денежных средств. Глава района как-то назвал цифры: на полное благоустройство Вишере необходим 1 миллиард 200 миллионов рублей, реально же есть 1 миллион 300 тысяч в 2016 году. Уходят они в основном на ликвидацию свалок, которые сами же граждане и плодят в великом множестве круглый год.
С чем тут поспоришь? У муниципалитетов и впрямь нет денег на все те полномочия, которые им достались. Этого, слава богу, и депутаты Государственной Думы не отрицают (смотри 4-ю страницу номера). Существует указ губернатора области № 349 о благоустройстве территорий муниципальных районов, который выполняется по мере сил. Но вот ведь какая штука! В целях экономии при выборе подрядчиков у нас ограничиваются таким малым набором услуг, что их почти не видно — разве что уборка нескольких кварталов в центре. Хотя все мы знаем: если где-то образовалась кучка мусора, завтра она непременно превратится в кучу, а потом и в кучищу. Лежит песок годами — что ж к нему не добавить (до кучи!) ещё немножко смятых пачек, пакетов и фантиков? Большинство так и делает. И редко кто проверит (по долгу службы) или носом ткнёт (по дружбе): вырыл — зарой, бросил — подбери.
Всеобщая простота нравов городу и горожанам на пользу явно не идёт. Количество окурков под окнами многих домов поражает воображение. И вызывает вопросы. Как к управляющим компаниям, так и к самим жильцам. Ладно бы только окурки. Донести мусор до контейнеров для определённой части горожан является непосильной задачей, то ли дело — форточка. Обочины дорог — лучшее место для всех видов отходов, в том числе строительных. Бросок с пакетом мусора к ближайшему электрическому столбу под покровом темноты заменяет некоторым прогулку перед сном.
Что с этим делать? Говорят, 30 лет назад Швейцария была буквально завалена мусором. Сейчас это одна из самых экологически чистых стран в мире. Стихийные свалки были запрещены под угрозой серьёзных санкций, а переработка мусора отдана в руки частных компаний. Главный принцип, на котором держится вся система, — сортировка мусора. Стандартные для многих европейских стран категории «бумага — пластик — стекло — прочее» делятся ещё и на подкатегории. Например, бумагу надо собирать отдельно, а картон — отдельно. Для сортировки мусора в каждом домохозяйстве есть несколько контейнеров. Купить их можно на каждом шагу. Для особых видов мусора, например, рождественских ёлок, одежды и тому подобного, не относящихся к каждодневным бытовым отходам, назначаются специальные дни вывозки.
Конечно, если кто-то не хочет заниматься сортировкой мусора, то никто не заставит это делать. В таком случае мусор необходимо выбрасывать в специальных пакетах, которые стоят 2 франка (по сегодняшнему курсу примерно 141 рубль) за штуку. Тем самым оплачивается «налог» за несортированный мусор. А тех, кто пытается выбросить мусор не в специальных, а в обычных пакетах или в неположенных местах, отслеживает специально созданная «мусорная полиция». Штрафы за нарушение очень серьёзные.
У нас же городским и сельским бюджетам пока приходится раскошеливаться за уборку размножающегося, как амёбы делением, «ничейного» мусора и надеяться на изменения в федеральном законодательстве, которые помогли бы привлекать пакостников к серьёзной финансовой ответственности. Кстати, с 2017 года, как и повсюду в стране, в Новгородской области должен появиться региональный оператор (наподобие фонда капитального ремонта), который будет организатором сбора и вывоза мусора. Сейчас разрабатывается методика заключения договоров с гражданами.
Да только не всё можно отрегулировать исключительно договорами. Аллея вдоль центральной городской площади. Тепло, тихо. На скамеечках отдыхает народ. Под деревом две красотули лет шестнадцати беспрерывно щёлкают семечки (что само по себе абсолютно не принято в обществе. Курс этикета, где ты?), шелуха летит под ноги, хотя урны стоят с обеих сторон от скамейки. И уже ничего не спасает: ни волосы до попы, ни серёжки в ушках, ни джинсы по последней моде, да хоть бы и лабутены на красной подошве, о которых после хита группы «Ленинград» бредит половина девчонок. Что-то снова вспомнился несчастный Мозамбик...
Когда-то давно на одной из баз советских геологических экспедиций был исключительно грязный туалет. Но не это — привычное для всех — обстоятельство привлекло внимание личного состава, а то, что на базу в составе одной из экспедиций должен был приехать потомок древнего дворянского рода. «Мы-то, ладно, потерпим, — шутили геологи, — но что будет делать его светлость?!». «Его светлость», приехав, сделал то, что многих обескуражило: взял ведро, швабру и аккуратно вымыл загаженную уборную... Это и был поступок человека, твердо знающего, что убирать грязь — не стыдно, стыдно жить в грязи.
Об этом речь шла на состоявшемся в понедельник в администрации района совещании, на которое были приглашены представители учебных заведений, торговых сетей, железной дороги, учреждений и организаций, частные предприниматели. Глава района Николай Маслов обратился к ним как жителям и патриотам своего города с просьбой принять участие в месячнике благоустройства и настроить на это свои коллективы. По большому счёту, жить в мусорной осаде никому не нравится, и от участия в уборке никто не отказывается. Но у собравшихся оказалось много претензий к администрации, в частности, к отделу городского хозяйства.
Одними призывами и взываниями к совести проблему мусора не решить. Директора школ задавали резонный вопрос, где хранить мешки с мусором до их вывоза. Частные лица — местные жители возмущены тем, что мусор от них на полигоне не принимают или принимают, но за плату. В таком случае его, действительно, проще бросить под ближайший куст или за ближайшую постройку. Большинство собравшихся уверены, что за уборкой города по-настоящему контроля нет. Прозвучали предложения вернуться к старой практике и составить на время месячника график вывоза мусора с конкретных улиц, иначе кучи на обочинах всё равно будут разлетаться или растаскиваться. В протокол совещания попали и адреса, на которые нужно обратить внимание сотрудникам отдела городского хозяйства. Напомню, что единый день уборки в городе назначен на 27 апреля.
В незаживающей ране в очередной раз ковырялась
Валентина БАЗАНОВА
Фото автора