Все мы помним, как в стихотворении Владимира Маяковского, крошка сын пришел к отцу и спросил: «Что такое хорошо и что такое плохо?». Произведение написано в 1925 году. Прошло почти сто лет, а вопрос не теряет своей актуальности. Социологическое агентство «Вебер» проанализировало мнения россиян, в том числе новгородцев, где сегодня они проводят для себя эту самую черту между «хорошо» и «плохо» и встречаются ли с невоспитанностью в повседневной жизни.
89% респондентов ответили, что так или иначе сталкиваются с хамством. Большинство опрошенных под хамством подразумевают неуважение, высокомерие по отношению к окружающим, оскорбления и унижение с переходом на личность, вызывающее, грубое поведение.
Причем треть респондентов ответили, что сталкиваются с такими проявлениями хотя бы несколько раз в год (29%), а на ежедневной основе с хамством встречаются 15%.
«Представления людей об этичном, культурном поведении у всех разные, они часто зависят от среды, в которой находится человек, и многих других особенностей. В этом исследовании мы хотели узнать, какие нормы разделяют россияне, какое поведение считается допустимым, а какое, наоборот, неприемлемым. Приятно осознавать, что грубое отношение, или попросту хамство, не является частью нашего менталитета – так считают 66% в России. А вот желание заступиться, помочь, позаботиться, примирить нарастающий конфликт как раз заложено в нормах социальной жизни, что и отразилось в ответах респондентов. Вместе с тем каждый второй (45%) уверен, что на хамство не нужно отвечать хамством», — поделилась руководитель социологического агентства «Вебер», начальник управления социологии АНО «Диалог» Елена Удалова.
Руководитель фонда «Звездный порт», психолог, общественный деятель Татьяна Чернева дала рекомендации, как реагировать на хамство в свой адрес:
«Используйте юмор. Можно ответить на хамство смешной шуткой или ироничным комментарием. Например: «О, я думала, что это новый тренд — быть грубым. Спасибо, что меня проинформировали!» Можно применить метод «зеркала». Это означает отражение хамства обратно на хама. Например, если вас оскорбляют, можно сказать: «Кажется, у вас плохое настроение. Могу я чем-то помочь?». Ну и, наконец, попробуйте позитивный подход. Вместо того, чтобы реагировать на хамство агрессией, выразите свое недовольство, но с позитивным настроем. Например: «Мне жаль, что вы чувствуете себя так плохо, но это не оправдывает ваше хамское поведение»
Напомним, что социологическое агентство «Вебер» — совместный проект АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» по исследованию общественного мнения с использованием современных онлайн-инструментов. Изучение общественного мнения проводилось АНО «Диалог Регионы» 11 марта 2024 года в сети методом River Sampling среди 1400 респондентов старше 18 лет.