Как рассказали в отделе МВД России по Окуловскому району, в 2024 году возбуждено более 120 уголовных производств по фактам дистанционного мошенничества.
— Первая категория дел — это когда потерпевшие сообщают кодово-парольную информацию, после чего мошенники получают доступ в банковские личные кабинеты граждан. Таких дел возбуждено восемь, — объясняет Инна Краскова, начальник следственного отдела Окуловской полиции. — Следующая категория: преступники по телефону психологическим давлением подталкивают людей перевести на якобы безопасные счета все свои сбережения, а ещё взять кредиты. По поводу таких действий за семь месяцев текущего года было подано 35 заявлений. В двух случаях граждане всё же вовремя спохватились и отказались от перевода средств, но в полицию обратились, что совершенно правильно.
Самое большое количество уголовных дел (78) возбуждено по фактам, когда окуловцы, поддавшись на уговоры обманщиков, предоставляют им доступ к персональным данным на портале госуслуг.
Размер причинённого ущерба действиями мошенников варьируется от 12 тыс. рублей до 1,5 млн рублей.
Сейчас чаще всего злоумышленники используют тему якобы закончившегося договора на оказание услуг мобильной связи. Не спадает волна прозвона и от лжеконсультантов пенсионного обеспечения СФР — они сообщают, что обнаружились годы ранее не учтённого стажа или обещают перерасчёт. Бывает, представляются регистраторами медицинских учреждений, которым нужно уточнить номер СНИЛС или пригласить человека на диспансеризацию, приём к узкому специалисту или УЗИ, для чего опять-таки необходимы персональные данные.
— И фиксируется ещё одна категория дистанционных преступлений. Часто при переходе на новый телефонный номер гражданин про старый просто забывает, а ведь он может быть привязан к личным кабинетам в банках или к сайту госуслуг. Так, недавно в полицию пришёл мужчина и заявил, что от его имени оформлен кредит на 600 тыс. рублей. Когда мы стали проверять, выяснили, что банк одобрил онлайн-заявку на займ из персонального кабинета, а зашли в него с номера, которым потерпевший уже четыре года как не пользуется, — приводит конкретный пример мошенничества начальник следственного отдела Окуловской полиции. — Если вы решили перейти на другой номер, то сразу напишите заявление мобильному оператору прежнего номера с просьбой отвязать его от всех личных кабинетов финансовых или государственных организаций. Для надёжности можно отправить обращения и в сами эти структуры, а затем проконтролировать исполнение.