28 марта доктор филологических наук, академик РАН Алексей Гиппиус по доброй традиции прочитал в Гуманитарном институте НовГУ публичную лекцию о берестяных грамотах, найденных в прошлом археологическом сезоне. К слову, сезон он назвал «выдающимся».
Своё выступление лингвист завершил рассказом о сюрпризе, который прошлой весной преподнесла учёным Мошенская земля.
Напомним, эта история, к сожалению, связана с чёрным копателем, который неподалёку от деревни Меглецы Мошенского округа нашёл клад монет-новгородок конца XV века. Увы, он варварски обошёлся с находкой. Только впоследствии оказалось, что при этом кладе были какие-то куски бересты. По-видимому, клад был упакован в берестяной туес.
Однако учёным удалось заполучить некоторые фрагменты этой бересты, которые оказались двумя очень поздними грамотами, они относятся к концу XV века. А берестяные грамоты, по словам Алексея Гиппиуса, в целом «кончаются» в середине этого столетия.
Первая грамота — обычный долговой список, «столько-то у Мартьяна гривен» … Но здесь уже упоминается «50 денег». Деньги, по-видимому, те самые новгородки.

«Интересно, что это за список, почему он здесь находится. А находится он здесь очевидно потому, что это тоже ценность. Это некоторая долговая запись, которая была закопана вместе с монетами, поскольку по этой записи можно было теоретически взыскать соответствующие суммы с должников», - пояснил Алексей Алексеевич.
Кроме этого, долгового списка была найдена вторая грамота, написанная чернилами. Возможно, она тоже была вложена в эту же упаковку, а может быть, она даже была написана непосредственно на этом свёртке.
«Это было уже письмо, адресованное «осподарыне» — очевидно, человек, который закапывал эти монеты, дописал ещё вдобавок письмо своей госпоже. Это была явно челобитная: «Тебе, своей госпоже, челом бью…» Это была некоторая сопроводительная записка владелице этого небольшого сокровища» - сказал учёный.
«Таким образом, мы получаем две первых берестяные грамоты, происходящих не из города, а из сельской округи. Возникает вопрос, как вообще могла сохраниться эта береста, потому что она находилась совсем близко к поверхности. Возможно, это было связано с тем, что она находилась вместе с серебром. Как говорят коллеги, это могло способствовать сохранению бересты».
Иллюстрации: кадры трансляции лекции, НовГУ.