Как мы рассказывали ранее, одно из новшеств нынешнего фестиваля «Царь-Сказка» — участие в его работе Новгородского музея-заповедника.
Впервые фестивальный спектакль представили в Музее изобразительных искусств. После грандиозной выставки, посвящённой Сергею Рахманинову, там остался уютный музыкальный салон, позволяющий принимать камерные спектакли.
Первым стал моноспекталь из Кыргызстана «Почему не остаются следы?» Его поставил режиссёр Камат Касенов в GALA театре Бишкека. В основе – произведениях Чингиза Айтматова.
Постановка получилась камерная, близкая зрителю и очень женственная.

Что скрывается в глубинах женской души? Поиск ответа на этот вопрос становится отправной точкой для спектакля. Через судьбы Джамили, Алтынай и Толгонай, воплощенные в формате музыкального монолога, молодая художница, главная героиня, стремится разгадать тайну исчезающих следов.
В её фантазиях рождаются образы, символизирующие переплетение времен и культур, которые приближают героиню к пониманию простой истины: жизнь — это полотно, которое каждый из нас пишет сам. Прислушиваясь к судьбе женщин, она пытается увидеть будущее полотно ее жизни.
Всех трёх героинь играет Заслуженная артистка Кыргызстана Галина Кетова. На сцене мы видим одну актрису, но благодаря богатой палитре эмоций и её умению создавать характеры, перед нами возникает несколько персонажей.

Вместе с историями перед зрителями возникают и предметы — запылившиеся башмаки, изношенные туфли и старенькие кеды подчеркивают образы героинь разных возрастов, позволяя зрителям глубже почувствовать характер невидимых героев.
Спектакль украшает уникальное музыкальное сопровождение. Композитор и музыкант-мультиинструменталист Алевтина Баталова виртуозно играет на трех традиционных кыргызских духовых инструментах, создает живое и эмоциональное звучание. Благодаря её музыке на сцене царит особая атмосфера: время теряет своё значение, истории переплетаются и, наконец, все складывается в единую картину.
От нежных и мелодичных звуков, сопровождающих выступление влюблённой Джамили, до тревожных и громких мелодий, отражающих отчаяние Толгонай, потерявшей мужа и троих сыновей на войне.

Финальная сцена наполнена драматизмом: Галина Кетова по очереди раскрывает картины, на которых запечатлены персонажи «Материнского поля». В тишине она подходит к белой раме и разворачивает полотно, рисунок готов. Нам остается только гадать, нашла ли художница в своих размышлениях истинно верный ответ на волнующий ее вопрос: почему не остаются следы? Какой след в истории оставляют эти три поколения женщин?
Это было первое выступление GALA театра на Международном фестивале «Царь-сказка» и первый показ в музее изобразительных искусств.
Напомним, что спектакли из Бразилии, Чили, Китая, Аргентины и Кубы можно посмотреть в онлайн-формате.
Текст: Татьяна Омельченко
Фото: Марина Воробьёва