В Великом Новгороде продолжается XVIII Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка». Ранее мы рассказывали о моноспектакле из Кыргызстана, который впервые показали на новой площадке — в музее изобразительных искусств.
Помимо обширной афиши спектаклей и других интересных событий, частью фестиваля является лекторий.
Так, на площадке Новгородской областной универсальной научной библиотеки кандидат искусствоведения, профессор кафедры зарубежного театра РГИСИ, театральный критик и историк Елена Иосифовна Горфункель провела лекцию «Священный дар», приуроченную к 100-летию со дня рождения Иннокентия Смоктуновского.
Елена Горфункель активно участвует в конференциях и круглых столах, посвящённых театру, также является экспертом на таких фестивалях, как «Золотая маска», «Арлекин», «Рождественский парад», «Сибирский транзит» и «Молодые театры России».

Кроме того, Елена Горфункель — автор множества научных статей и публикаций в энциклопедиях, она написала книгу «Иннокентий Смоктуновский» и выступила составителем книги «Премьеры Товстоногова». Её работы включены в учебники «История зарубежного театра», «История зарубежной литературы» и «Хрестоматии по истории зарубежного театра».
Темой новгородской лекции стала творческая история выдающегося актера ХХ века — Иннокентия Михайловича Смоктуновского. Шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы XX века навсегда связаны с его именем.
Его талант был универсальным. Он играл разносторонних персонажей: от трагичного Мышкина в «Идиоте» (в постановке Георгия Товстоногова и в фильме режиссёра Ивана Пырьева) до мудрого и страдающего Гамлета в Ленинградском Большом драматическом театре имени Максима Горького. Смоктуновский демонстрировал своё умение подстраиваться под разные жанры и режиссёрские стили в перевоплощении в Илью Коликова из комедии «Девять дней одного года» (режиссёр Михаил Ромм), великолепно играл и Моцарта в «Моцарте и Сальери» (режиссёр Владимир Гориккер), и создавал глубокий образ Сальери в «Маленьких трагедиях».

Елена Горфункель рассматривает творческий путь феноменального артиста в своей завершённости и в сопряжении с эпохой, тоже завершившейся, но не исчерпавшей его. Во время лекции историк включала отрывки из известных фильмов и постановок с участием Смоктуновского и отмечала: каким бы разным он не был в разных перформансах — даже с экрана поражает его внутренняя мощь.
После лекции Елена Горфункель согласилась дать несколько комментариев пресс-центру фестиваля. Она рассказала о том, как жизнь связала её с творчеством Смоктуновского.
- Вы рассказывали, что посмотрели фильм «Девять дней одного года» и именно после этого прониклись симпатией к актёру. Это было ваше первое соприкосновение с его творчеством?
- Да. И после этого я стала смотреть с его участием всё, что могла найти. Позже появились недели фильмов со Смоктуновским, и я ходила на все подобные показы.

- Какой ваш любимый спектакль или фильм с участием этого актёра?
Любимый спектакль: «Господа Головлёвы» (постановка Льва Додина), а фильм: «Девять дней одного года» (режиссёр Михаил Ромм) с первого момента просмотра.
- По вашему мнению, как Смоктуновский повлиял на киноиндустрию? Сейчас в современном кино вы улавливаете продолжение его традиции?
- Нет, не замечаю. Его талант — это нечто уникальное, не поддающееся обучению. У него не было актёрской школы, он был одиночкой. Его талант был его главным достоянием.
Некоторые актеры пытались изобразить странных и необычных персонажей, но это было лишь подражание. Его реальное влияние на коллег было минимальным, но он сам по себе внес огромный вклад в историю искусства.
- Когда вы готовились к лекции, было ли что-то новое и необычное, что вы узнали?
- Нет, ничего нового не было. Я уже 61 год занимаюсь изучением его жизни и творчества. Мы просто пересматривали фильмы с его участием и перечитывали его книги. Это само по себе приносит огромное удовольствие любому театроведу.

- Если бы у вас была возможность задать какой-нибудь вопрос Иннокентию Смоктуновскому, то чтобы вы спросили?
- У меня есть интересная история. Я написала ему письмо, в котором указала свой номер телефона. Он позвонил. Представляете себе? В общем, он предложил встречу. Не когда-нибудь, а прямо на следующий день.
Сейчас в моем возрасте уже не стыдно такое говорить. Я затрепетала и сказала ему: «Ах, Иннокентий Михайлович, вы будете так разочарованы». А в ответ он сказал мне: «А я ещё ничем не очарован!» и попросил меня никогда не забывать эту фразу.
Что мне было делать? Я страшно испугалась, честно вам признаюсь. Ну что я действительно могла ему сказать? Показаться? Нет. Поэтому, хотя я и поехала, я специально опоздала на час. В итоге мы с ним не встретились.
Фестивальный лекторий «Царь-Сказки» только набирает обороты. 28 апреля в Гуманитарном институте Алексей Гончаренко провёл лекцию «Театр без человека? Автоматы, роботы, ИИ», а сегодня, 29 апреля там же состоится семинар для переводчиков «Как не убить живое в оригинале» от Аси Кравченко и Натальи Волковой.
Текст: Татьяна Омельченко.
Фото: Ксения Хмырова и Юлия Лапухина.