Воспоминания людей, переживших войну, всегда оставляют в душе глубокий след. Хотя по этим рассказам нам невозможно даже в малой степени почувствовать то, что испытывали они. Эта правда всегда будет казаться нам чем-то запредельным, чем-то таким, чего не могло быть никогда. Могло….
Жизнь молодой, хрупкой девчушки Таисии открывала новые горизонты. Ей 15 лет, она с мамой живет в городе Дружковка. Те дни, когда в её родной город вошли немцы, она не забудет никогда.
«Мы знали, что идёт война, но нам казалось, что до нас она не дойдёт. Но чуда не случилось и по радио объявили, что в Донбассе немец», - начинает рассказ Таисия Ивановна Евдокимова (Ханина) из посёлка Хвойная.
Когда фашисты пришли и в Дружковку, была осень. Яркая, играющая разными красками.
«Русские солдаты то входили в город, то сдавали позиции. Но все же немцы оккупировали нашу территорию. Когда они зашли, все ахнули. У нас в городе был большой амбар с пшеницей, нацисты его облили бензином и подожгли. Сердце тогда обливалось кровью», - рассказывает свидетель тех страшных лет.
Потом Таиса собирала обгоревшую пшеницу и бережно несла домой, где мать толкла её с крапивой и пекла лепёшки. Но так продолжалось недолго. Однажды всех выстроили в колонну и повели к вокзалу.
«Загнали в вагоны товарного поезда и отправили в Мариуполь. А там таких как мы — целый состав. Через Польшу привезли нас в Германию в город Вернигероде», - со слезами на глазах рассказывает моя собеседница.
Как и положено, сделали санобработку, а потом выдали одежду с нашивкой «OST».
«Это означало — люди второго сорта. К нам так и относились. Жили мы в бараках, работали на фабрике Шварца. Вместе с нами, русскими, на принудительных работах были и поляки, и голландцы, и французы. Но к русским относились хуже всего», - вспоминает Таисия Ивановна.
В 1943 году город стали бомбить, и так случилось, что молодую девушку продали немецкому фермеру.
«Перепродавали нас несколько раз, - говорит женщина. – Немцам нужен был рабский труд. Мы же и на полях работали, и окна стеклили, и всю грязную работу на ферме выполняли. Ходили мы в тяжеленных деревянных колодках, на которые налипал мокрый снег и грязь, от этой «обуви» ноги всегда были стерты в кровь. Но мы, полуголодные, все равно трудились и надеялись когда-нибудь вернуться на Родину».
Врезалось в память узницы и отношение немцев к работникам:
«Ой, страшно было. Так страшно, что и словами не передать. Всякое было. Особенно тяжело вспоминать, как жена фермера, у которого мы работали, немка, кормила нас. Выйдет на улицу, ополоснёт кастрюли и кормила нас этим. В лучшем случае давали свеклу. Как выжили, не знаю!»
Немного помолчав, Таисия Ивановна продолжила: «Но не все такие подлые были, не все издевались, встречались порядочные люди и среди немцев».
Замечать что-то хорошее и светлое, даже переживая голод, смерть и отчаяние – особенность нашего мужественного, сильного народа.
«Мы жили надеждой, про себя молились Богу. Повзрослели в одночасье, поэтому и юности у меня не было — её украла война», - вздыхает женщина.
Домой Таиса вернулась в победном 1945 году.
«Помню тот день, как же его забудешь! - вспоминает моя собеседница. - Через Эльбу нас переправляли американские солдаты, которые тоже к нам не проявляли никакого сочувствия».

Ну а потом — дорога домой через Польшу, и вот уже родная Дружковка. Но в городе была полная разруха и пустота. Здесь Таисию ждали уже новые испытания. На работу не жаловали, потому что была в Германии, да и относились с опаской.
«Взяли рабочей на метизный завод, - говорит женщина. – Но работы не боялась, трудилась на совесть. Хотя пальцем пренебрежительно показывали, что пленная», - рассказывает Таисия Ивановна.
Страницы своего прошлого женщине приходилось скрывать. Но до сих пор не понятно, почему ей, пережившей ужасы неволи, приходилось жить с ношей такой «вины».
Испытать этой женщине довелось немало. Но упорство и стойкий характер всегда сопровождали её по жизни, помогали справляться с трудностями.
Сейчас она окружена вниманием и заботой дочери Татьяны и внуков. Есть у Таисии Ивановны и правнучка.
«Было в моей жизни и счастье — прекрасный муж, работа, дети. Сейчас живу и ни в чем не нуждаюсь. Вот только сердце болит за родную Дружковку, где сейчас, как и много лет назад, неспокойно. Дай Бог, чтобы российская армия очистила землю от фашизма, чтобы больше не было войны. Живите в мире и помните подвиг своих отцов!» – заканчивает разговор женщина.
Тяжёлые воспоминания разбередили душу Таисии Ивановны. Она вспомнила свою маму, оберегавшую её от фашистов, брата, родившегося в Германии, подруг, не доживших до заветного победного дня, о мучительном чувстве голода и страха…
Память о войне не стирается и не тускнеет с годами. Все самые тяжёлые воспоминания острой занозой сидят в сердцах тех, кто пережил те суровые годы.