На вопросы окуловцев ответили первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства области Алла Алексеева, заместитель директора по взаимодействию с сетевыми организациями ООО «ВСМ Две Столицы» Анатолий Нестеров, другие представители этой компании, а также Росжелдора, минстроя, районной администрации.
На территории Окуловского района высокоскоростная железнодорожная магистраль пройдёт через земли нескольких поселений: Березовикского, Угловского, Турбинного, Боровёнковского. Изъятию подлежат 65 участков.
У пожилой семьи из Новоселиц под ВСМ должны отойти 24 сотки из общих 34, на которых стоит в том числе и жилой дом. Владельцы не понимают, что делать с теми 10 сотками, что им останутся, ведь, по сути, эта земля рядом с ВСМ им будет не нужна?
— В настоящее время определены границы непосредственного размещения ВСМ, — прокомментировал Нестеров. — Если на оставшейся части надела имеются какие-либо строения, тогда будем рассматривать вариант включения данного отрезка в санитарно-защитную зону. Когда участок затрагивается частично и остаётся площадь меньше минимальной, утвержденной правилами землепользования и застройки, то мы имеем право потратить государственные деньги и на её покупку тоже.
Угловчанам, земли которых также подлежат изъятию, объяснили, что приобретаться они будут по рыночной цене. В оценку заложена и стоимость затрат на поиск нового места. Даётся время и на освобождение участка.
Нюансы процедуры определения границ санитарно-защитной зоны Нестеров тоже объяснил доходчиво и понятно:
— Для этих целей предусмотрено приобретение земли по рыночной стоимости. Вы либо соглашаетесь, либо отказываетесь — в этом случае балансодержатель объекта принимает решение, обращаться ли в суд по поводу принудительного выкупа участка. В настоящее время проектировщики занимаются расчётом санитарно-защитной зоны с учётом подвижного состава.
Представители компании «ВСМ Две Столицы» уточнили, что дорога строится бесшовная и только после первых опытных участков станет понятно, от чего больше шума: от рельс или от токоприёмника. К тому же будет учитываться экономическая целесообразность установки звукоподавляющих конструкций. Специалисты произведут расчёт и в каждом конкретном случае определят, что выгодней — поставить экран или расселить жителей. Изначально установят пилотную санитарно-защитную зону, а в течение года после ввода магистрали в эксплуатацию пересчитают её параметры — по фактическим показателям шума и вибрации.