Старший научный сотрудник Рдейского заповедника Наталия Зуева поделилась любопытными фотографиями и интересными новостями из жизни обитателей этой природной территории.
1 октября сотрудники научного отдела побывали у северных границ заповедника, чтобы обойти четыре фотоловушки, которые не проверялись с весны.
Сама Наталия Зуева проверила две из них: одну, установленную у барсучьей норы, и другую – закреплённую на искусственной присаде для птиц. Обе фотоловушки исследователя огорчили.
На фотоловушке у барсучьей норы оказались сбиты настройки, поэтому в первые же четыре дня она отсняла 7926 пустых кадров, забила ими всю память и больше снимала. За эти четыре дня там только один раз появился молодой волк, прилетал вальдшнеп и ещё несколько других птиц.

Взрослый самец кукушки
Фотоловушка на искусственной присаде ещё до проверки карты памяти продемонстрировала свой повреждённый датчик движения. Она работала здесь с 6 мая. На карте памяти обнаружилось 8767 кадров, на которых запечатлено 27 видов птиц: тетеревятник – молодая птица, белая трясогузка, скворец, луговой чекан, серая ворона, фифи, бекас, большая синица, камышовая овсянка, жулан, чеглок, длиннохвостая неясыть, деревенская ласточка, козодой, жёлтая трясогузка, сизая чайка, кобчик (Красная книга России), большой пёстрый дятел – взрослые и молодые птицы, кукушка – самец и молодая птица, малый пёстрый дятел – самка, пустельга, ворон, лесной конёк, серый сорокопут (Красная книга Новгородской области), белоспинный дятел – самка, седой дятел – молодая птица (Красная книга Новгородской области), московка.

Большой улит на переднем плане, позади бекас
«В прошлые годы мы недоумевали, почему этой присадой совсем не пользуются кулики большие улиты. – рассказала Наталия Зуева. - Они живут здесь поблизости, но в кадр не попадают. В нынешнем году большие улиты, видимо, решили исправить это досадное недоразумение и забили своими портретами чуть ли не половину объёма памяти.
Время от времени улитов на этом посту сменяли бекасы, которые тоже долго вертелись перед объективом. А иногда большой улит и бекас делили присаду на двоих.
Иногда под присадой проходили лоси – взрослый самец с большими рогами, молодой самец с маленькими рогами, одиночная лосиха или лосиха с лосёнком.

Лосиха с лосёнком
И всё было хорошо ровно до начала июля, когда у больших пёстрых дятлов выросли птенцы. Молодые большие пёстрые дятлы, как и годом ранее, начали активно интересоваться фотоловушкой. Они планомерно изо дня в день долбили в датчик движения, и фотоловушка сдалась (см. фото 1).
23 июля она отсняла два последних пустых кадра. Хотелось бы, конечно, этим дятлам хорошенько вправить их молодые мозги и рассказать, сколько стоит эта фотоловушка, но они, конечно, этого не поймут, поэтому сначала мы отремонтируем датчик движения, а потом будем придумывать защиту в виде торчащей вокруг проволоки».
Но зато сотрудников заповедника порадовал своим появлением на присаде кобчик. Этот сокол был внесён в Красную книгу России только в 2020 году, но спад его численности начался ещё в 70-90-х годах. По последним оценкам, только за 12 лет, с 2009 по 2021 годы, популяция кобчика в Европе сократилась на 35–40%, в России – на 15-20% за такое же время.

Кобчик
«В 2022 году на искусственной присаде в Рдейском заповеднике отмечались совсем молодые птицы, что может служить свидетельством успешного гнездования этого вида. В этом году здесь появился самец второго года жизни. У двухлетних самцов горло, щёки и часть шеи белые с рыжим, иногда рыжие пятна есть также на груди.
С возрастом самец потемнеет, и его матовое чёрное оперение будут украшать только красные ноги, красное кольцо вокруг глаза и такая же красная восковица клюва», - пояснила Наталия Зуева.

Бекас на переднем плане, большой улит – на заднем плане.

Длиннохвостая неясыть

Лось с ободранной на лопатке шкурой

Молодой седой дятел на переднем плане и самка белоспинного дятла на заднем плане.












