В посёлке Пролетарий Новгородского округа проходит выставка, посвящённая 140-летию производства фарфоровой посуды на новгородской земле.
Экспозицию организовал районный Дом культуры и досуга, в запасниках которого хранится часть наследия фарфорового завода «Пролетарий».
Фабрика была основана в 1885 году на территории современного посёлка Пролетарий, позднее её владельцем становится купец 1-й гильдии Иван Кузнецов. Слава о кузнецовском фарфоре гремела по всей России. Уже после национализации фарфорово-фаянсовая фабрика в 1922 году получила новое в духе эпохи название – завод «Пролетарий».

На выставке представлены изделия послевоенного периода. Самые ранние относятся к 1955 году, это декоративные тарелки с видами Москвы и Ленинграда, авторы Иосиф Колонистов и Антонина Горина.
Значительная часть экспонатов – это сервизы: чайные, кофейные, столовые. Интересно не только их рассматривать, но и читать названия – поэтичные, образные: «Осеннее утро», «Лада», «Полдень», «Овальчики», «Голубые тюльпаны».

Ваза «Посёлок Пролетарий» (одно изделие с разных сторон)
«Важно, что здесь размещены в основном живописные работы, выполненные в технике ручной росписи, – отметил Николай Васильнёв, заведующий отделом по организации досуговой деятельности и кинопоказов. – Существует и другая технология нанесения изображения на поверхность предмета с помощью переводной картинки – деколь. Конечно, живописные изделия ценились больше, поэтому они и являются основой экспозиции. Сколько мастерства требовалось художнице Валентине Долгачёвой, чтобы создать вазу под названием «Посёлок Пролетарий».
На заводе действовал экспериментальный цех, в котором мастера разрабатывали новые формы, осваивали их, а потом пускали на поток.

«Примером продукции экспериментального цеха выступает чайная пара из сервиза «Розовый», – продолжал Николай Васильнёв. – Чашка сделана по новой для того времени модели – колокольчик.
Кстати, наряду с наборами завод выпускал отдельно тарелки, бокалы, пиалы, чайные пары. Вот чайник «Сувенирный», тоже из экспериментального цеха. Чтобы его отлить, требовалось пять форм».
Обратил внимание рассказчик и на большие напольные вазы, они все рисованные, такие редко выпускали. На выставке можно увидеть несколько экземпляров.

Уникальным экспонатом выступает тарелочка с клеймами завода.
Интерес наряду с посудой вызывают разнообразные статуэтки. Здесь есть и яркий, нарядный Садко, и раскрашенные в бело-голубой тональности рыбак, грибник и охотник, и, конечно, слоники, стоящие в ряд как когда-то на многих комодах в домах Советского Союза.
Необычны фигурки мастеров – «Модельщик», «Отводчица», «Гончар», «Литейщик», «Формовщица».

Видимо, они производились небольшой партией для каких-либо поздравительных мероприятий.
Помимо фарфоровых изделий на выставке можно познакомиться с подлинными документами из архива завода «Пролетарий». Это Книга почёта всесоюзного коммунистического соревнования, заполненная от руки, где красивым почерком записаны поимённо достижения выдающихся фарфористов предприятия.
Можно полистать и Альбом завода «Пролетарий», составленный в 1960 году.

Фотографии в нём подробно показывают процесс производства, но главное, позволяют увидеть людей, которые своим трудом преображали эстетику советского быта.
Ещё на выставке можно познакомиться с ценным изданием Алевтины Яковлевой «Фарфоровых дел мастера». Как справедливо пишет автор: «Престиж предприятия подтверждают трудовые династии». Именно им посвящено издание с исторически точными и подробно изложенными сведениями, сопровождающими фотографиями и документами.

Как говорят организаторы выставки, случается, что посетители среди экспонатов узнают те, которые есть и у них дома, нередко называют чайный сервиз «Ольховая ветка».
Действительно, продукция завода успела полюбиться многим жителям новгородского края и стать частью их жизни. Можно достать с полки чайник или чайную пару и почувствовать и свою пусть небольшую, но сопричастность историческому юбилею Новгородчины.
Об истории завода «Пролетарий» читайте в одном из ближайших номеров газета «Звезда».
Чайник «Сувенирный» из экспериментального цеха, о котором шла речь выше

Те самые слоники.
















