Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

Летопись службы

В декабре этого года служба записи актов гражданского состояния отмечает столетний юбилей. У Марёвского отдела ЗАГС, как и у многих районных учреждений, есть своя история становления. Возможно, она заинтересует наших читателей

Как мы раньше обходились без ЗАГС?

Жизнь людей связана с ним от рождения до последнего дня, мимо этого учреждения не проходил ни один человек. Но так было не всегда.

В дореволюционной России не существовало специальных органов регистрации актов гражданского состояния. В то время большую роль в общественной жизни государства играла церковь, которая имела своё делопроизводство.

На территории Марёвского района к 1917 году существовало 11церквей: Успенская и Знаменская в Марёве, Успенская в Велилах, Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Богородицы в Молвотицах, святого великомученика Георгия в Любне, Рождества Богородицы в Новой Руссе, Михаила Архангела в Намошье, Ильинская и Никольская в Сухой Ниве, Казанской Божьей Матери в Апольце.

В ведении этих церквей находилась регистрация рождения, бракосочетания и смерти. Записи вносились в церковно-приходские книги священнослужителями.

Метрическая книга состояла из трёх частей: записи о рождении, о браке и о смерти.

Запись о рождении содержала следующие сведения: дату рождения, имя родившегося, фамилию, имя, отчество отца и матери, их вероисповедание, сословие и место постоянного жительства.

В записи о браке указывалась дата венчания, фамилии, имена и отчества жениха и невесты, а также их вероисповедание, сословие и место жительства, а в специальных книгах — показания свидетелей и поручителей об отсутствии законных препятствий к заключению брака.

Новое время

К 1917 году Велильская, Новорусская, Аполецкая, Молвотицкая, Моисеевская волости входили в состав Демянского уезда Новгородского округа Северо-Западной области. Декретами Совета Народных Комиссаров от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» и от 19 декабря 1917 года «О расторжении брака» (эти декреты действуют и доныне) функции регистраторов были возложены на вновь созданные волостные исполнительные комитеты.

Существовали проблемы с качеством бумаги, отсутствием чётких рекомендаций по заполнению актовых записей, существовала традиция фамилию ребёнку присваивать по имени отца и деда и даже по прозвищам, которые были распространены в деревнях.

Впоследствии волости стали называться сельсоветами, они и продолжили регистрацию актов гражданского состояния.

Известно, что в райцентре Молвотицы было образовано Молвотицкое административное отделение, находившееся в приспособленном деревянном доме, в 1934 году переименованное в бюро ЗАГС Молвотицкого района и включённое в структуру НКВД. Сотрудникам присваивались милицейские звания. В одной из книг записей актов тех лет должность руководителя так и записана: «сержант милиции Шалаева».

(В связи с проводимыми реформами в сфере ЗАГС можно вспомнить интересный факт. С 1927 по 1965 годы разводящимся супругам официально надо было давать об этом объявление в газету. Чтобы оступившиеся супруги стали предметом всеобщего осуждения. Надо сказать, что развод по тем временам — удовольствие хлопотное и затратное. Имеются ввиду пошлины и судебные издержки. Меры эти были направлены на укрепление семьи — ячейки советского общества.)

Современное помещение отдела ЗАГС

В начале 1937 года архив ЗАГС в Молвотицах сгорел во время пожара. Огнём уничтожены все церковные метрические книги и все книги актовых записей по всем видам регистрации актов гражданского состояния полностью за 1935 год и часть 1936 года.

Впоследствии жителям района пришлось массово восстанавливать актовые записи до 1937 года, в основном о рождении. Было восстановлено 11355 актовых записей. (Они хранятся в 44 книгах Марёвского отдела ЗАГС).

С сентября 1941 года по 15 февраля 1943 года Молвотицкий район находился под гитлеровской оккупацией, а архив эвакуирован в Велилы. В 1944 году во вновь образованную самостоятельную Новгородскую область отошёл и Молвотицкий район с 16 сельсоветами.

В 1956 году бюро ЗАГС вышло из подчинения Министерства внутренних дел и передано в ведение исполкома Молвотицкого районного Совета депутатов трудящихся Новгородской области.

Затем, в 1962 году, в связи с укрупнением сельских районов, Молвотицкий вошёл в состав Демянского сельского района. И бюро ЗАГС находилось в Демянске до 1967 года. С воссозданием Марёвского района ЗАГС переехал в Марёво, где впоследствии из приспособленного деревянного здания переместился в построенное для райисполкома здание, в рабочее помещение 30 кв. м. Регистрации браков проводились в домах культуры и в сельсоветах. С 1980 года бюро было переименовано в отдел ЗАГС исполкома Марёвского районного Совета депутатов трудящихся.

С 2005 года в Марёвском районе регистрацию актов гражданского состояния осуществляет только отдел ЗАГС, администрации поселений не наделены такими полномочиями.

Сегодня отдел расположен на первом этаже трёхэтажного жилого дома, имеет отдельный вход, фойе, комнату жениха и невесты, зал для регистрации и рабочий кабинет.

Жила страна, менялись условия жизни, трудились люди в органах ЗАГС, в далёкие времена перьевой ручкой писавшие летопись очень нужной и важной службы. За столетие много воды утекло, сведений достаточно собрать не удалось. Вот несколько сохранившихся имён сотрудников Марёвского отдела ЗАГС: Валентина Петровна Беглова, Валентина Петровна Шалаева, Антонина Петровна Отлётова, Варвара Фёдоровна Карасёва, Антонина Фёдоровна Гресько, Антонина Александровна Шаповалова. О некоторых из них мы расскажем в последующих публикациях.

По информации,
предоставленной заведующей отделом ЗАГС Маргаритой Горкиной, подготовила Валентина ГОЛУБЕВА
Фото автора и из семейного архива

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА