Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

В интенсивную терапию «полежать» не приходят

Почти 150 лет прошло с тех пор, как во время Крымской войны английская аристократка Флоренс Найтингейл организовала первую в мире службу сестёр милосердия. Добровольно вызвавшиеся девушки – представительницы всех воюющих стран – уже тогда отправлялись на фронт, чтобы спасать раненых солдат. Только после того, как благодаря уходу за послеоперационными больными смертность среди солдат и офицеров снизилась более чем на порядок, врачи обратили внимание на важность работы квалифицированной медицинской сестры. Сама Флоренс после войны занялась осмыслением приобретённого опыта, издала несколько книг, охватывающих теоретические вопросы ухода за больными и ранеными. Эти труды явились основой для возникновения современного сестринского дела. Флоренс Найтингейл прожила 90 лет, оставаясь деятельной до самой смерти. День рождения первой в мире профессиональной медсестры и основоположницы сестринского дела как подраздела медицины –12 мая – и был провозглашён Международным днём медицинской сестры.

В интенсивную терапию «полежать» не приходят

По длинным светлым коридорам ЦРБ Светлана Щеглова ходит уже больше 20 лет. Валуйское медицинское училище по специальности «сестринское дело» закончено в 1995-м, из Белгородской области судьба привела девушку в Малую Вишеру. Свою профессиональную деятельность молодая медсестра начинала в инфекционном отделении, где смогла показать себя с наилучшей стороны. Вскоре её назначили старшей медсестрой этого отделения, а позднее она стала старшей медсестрой впервые открывшегося в Маловишерской ЦРБ отделения анестезиологии и реанимации.

За три года работы в этой должности окрепло твёрдое убеждение, что опыт опытом, но останавливаться нельзя: нужны новые знания и навыки. Профессиональный уровень должен расти и соответствовать запросам времени. В 2005 году Светлана поступила в институт медицинского образования НовГУ, не изменяя однажды выбранному пути – на специальность «сестринское дело». Сегодня Светлана Анатольевна уверена, что это было абсолютно правильное решение.

Попробуйте сравнить, сколько времени проводит рядом с больным врач, и сколько – медсестра. Ушли те времена, когда для среднего медперсонала было достаточно точно и правильно (этого никто не отменяет!) выполнять назначения врача и только. Сегодня квалифицированный сестринский уход – это ещё и сестринский диагноз. Находясь постоянно рядом с больным, медсестра выявляет его проблемы: как он дышит, может ли есть, пить, выделять, двигаться, не повысилось ли давление или температура. Она решает, как с этим справиться, как улучшить состояние пациента и его настроение. Медсестре положено быть собранной, внимательной, готовой к любым экстренным ситуациям, она – полноценный член команды, которая борется за жизнь и здоровье больного.

В интенсивную терапию «полежать» не приходят. Больной попадает сюда, когда его жизни грозит опасность. По статистике, большинство пациентов – люди, перенёсшие инсульт. Нередко случается, что с абсолютно беспомощным пациентом приходится общаться жестами, понимать его нужды по движениям глаз. Первая задача палатной сестры: не допустить пролежней. Где пролежни – там инфекция, а значит, усугубляется состояние больного. В Маловишерской ЦРБ пациентов с пролежнями и некрозами не бывает. Так заведено в палате интенсивной терапии, и этому опытная медсестра Щеглова учит на практических занятиях младший медперсонал и будущих коллег – студенток техникума. Ещё одна из её забот – работа с родственниками, которым придётся дальше ухаживать за перенёсшим тяжёлое заболевание человеком.

Тому, кто оказался в палате интенсивной терапии, зачастую кажется, что его жизнь окончена. Коррекция психологического состояния больного – важный аспект лечения. И тогда палатная медсестра становится одновременно и медработником, обладающим соответствующими знаниями, и мамой, и нянькой, и сиделкой, и подругой, и советчиком, и даже исповедником, способным выслушать, понять напуганного болезнью (особенно той, что настигла внезапно) человека и тем самым помочь ему справиться с недугом. По статистике, медицинские сестры – самый благоприятный контингент для развития эмоционального выгорания. Это связано и со спецификой их занятости, и с личностными качествами. В интенсивной терапии – особенно. Светланы Щегловой профессиональное выгорание, к счастью, не коснулось: больше 20 лет в профессии и уверенное: «Я люблю свою работу!».

В палате интенсивной терапии

На «горячей линии» Медицинского информационно-аналитического центра есть такая запись: «Огромное спасибо медицинскому персоналу Маловишерской ЦРБ. У мужа инфаркт миокарда. «Скорая» приехала в деревню по ужасной дороге, вернее, бездорожью. Мужа сразу отправили в реанимацию. И здесь был просто рай для больного. Это можно понять, сравнив с питерской больницей. Доброта, отзывчивость, а самое главное, лечение – на высоком уровне. В Николаевской больнице Санкт-Петербурга спросили, зачем я перевезла его оттуда: ведь лечение в ЦРБ было правильным, классическим – другого и не надо. Так жалею, что увезла из Малой Вишеры. Спасибо вам, дорогие».

В наше время, когда лечение, а то и спасение жизни больного, стало считаться просто медицинской услугой, добрые слова – редкость. Пациенты, а тем более их родственники, просто не знают, сколько усилий нужно, чтобы поднять на ноги или даже просто улучшить состояние тяжёлого больного. Районная больница по своему статусу не имеет возможности держать круглосуточный пост лаборанта или трансфузиолога, но в интенсивной терапии необходимость в переливании крови или срочных анализах – дело обычное. Медсестра Щеглова отлично владеет смежными специальностями: лабораторная диагностика, трансфузиология.

Как специалист, имеющий высшее образование, Светлана Анатольевна занимается с младшим медицинским составом больницы, а также со студентками Маловишерского техникума: теория в классе, практика на рабочих местах. Работа медсестры начинается с момента поступления больного в стационар. Пришла «скорая», пациента переложили на носилки. Забота сестры – переодеть, помыть, обтереть, доставить в отделение. Там своё: положить так, чтобы именно этому больному было удобно; подушки, валики, наклон функциональной кровати; после осмотра врачом – забор материалов на исследования и выполнение его назначений. Всем пациентам, находящимся в палате, должно быть максимально комфортно: не каждый может, например, помочиться на глазах у соседа. В общем, работа палатной сестры, тем более в интенсивной терапии, совсем не похожа на то, что показывают в телесериалах.

Быть сестрой милосердия не по должности, а по призванию, может, думается, всё-таки не каждая женщина. Не приведи бог заболеть, но если уж случится, пусть рядом окажутся не просто медсёстры, а сёстры милосердия. И они в Маловишерской ЦРБ, поверьте, есть.

Валентина БАЗАНОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА