Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

Санитарки — те же няни: не оставят без вниманья

Так уж сложилось, что работа санитарки сколь трудна и ответственна, столь чаще всего малооплачиваема и не всегда заметна во всех её объёмах. Однако те, кто хотя бы раз сталкивались с необходимостью ухода за немощным человеком, вряд ли будут спорить о её первостепенности в этом непростом деле, требующем не только специальных навыков, но и моральной выдержки, а главное — милосердия и человеческого участия

В разное время районное учреждение, под сводами которого проживают старики, в силу тех или иных причин оставшиеся одни и неспособные самостоятельно за собой ухаживать, носило разные названия: в народе — дом престарелых, официально — дом ветеранов «Огонёк», сегодня — Крестецкий комплексный центр социального обслуживания населения. Однако суть остаётся прежней: здесь живут те, кто уже не может сам сварить тарелку супа, растопить печь, вымыть пол и сделать сотни других дел, без которых в быту просто не обойтись.

Бесспорно, все они надеялись на тихую старость в окружении детей и внуков, рядом с супругой или супругом, что будут необходимы родным так же, как в молодости, что окружающие будут благодарны за совет и помощь. Однако жизнь, как известно, распоряжается сама. У кого-то дети ушли из жизни раньше их самих, у кого-то — пошли по кривой дорожке, а кто-то просто счёл стариков лишними — дескать, в соцучреждении будет лучше. Как бы то ни было, как бы ни прожил до этого жизнь каждый из порядка тридцати постояльцев КЦСО в д. Ручьи, сегодня у них много общего. Все бабушки и дедушки нуждаются в уходе, заботе, лечении, и в этом смысле их можно назвать одной большой семьёй.

И, конечно, крайне важно, какие люди ежедневно находятся рядом с ними, как общаются, насколько владеют профессиональными навыками. Поленись кто-то из персонала, выполни недобросовестно свою работу — и вот уже образовался на теле больного пролежень, с таким трудом поддающийся лечению, выкажи кто своё плохое настроение — и вот уже зашкаливает давление, трясутся руки, слёзы подступают. И невдомёк порой слабеющим с возрастом, подчас капризным и слишком требовательным пациентам, что такая рутинная работа, как проветривание комнат, помывка полов и пр. — это тяжёлый труд. А уж тем более гигиенический уход за больными людьми, которые подчас и перевернуться с боку на бок самостоятельно не могут.

Тем ценнее, когда люди, выполняющие эти обязанности, не просто умеют это делать, но и, имея значительный опыт, могут найти подход буквально к любому, делают всё без суеты и спешки, но качественно и на совесть. Именно к таким, по мнению руководства КЦСО относится санитарка Светлана ФОМИНА. Порог тогда ещё дома ветеранов «Огонёк» она переступила более полутора десятков лет назад, сразу после окончания девяти классов — стала работать официанткой (есть здесь и такая должность, означающая, по сути, раздатчицу пищи).

— К физическому труду я была приучена сызмальства, — рассказывает Светлана. — Практически всё детство провела на ферме, где помогала матери. Поэтому и влилась сразу в трудовой ритм, а вскоре стала санитаркой. Несомненно, наша работа требует особой сноровки, привычки. Она тяжела и физически, и морально. За день так набегаешься по этажам — ноги к вечеру гудят, а кроме того, чувствуешь, что энергии жизненной на донышке остаётся. Однако работаем по графику, сутки через трое. И вроде бы удаётся восстановиться, и снова по кругу — помывка с утра пяти-шести человек в ванной (тех, кто может передвигаться), обтирание лежачих, смена памперсов, постельного белья, влажная уборка. А ещё с каждым надо перекинуться словом, поинтересоваться здоровьем, послушать воспоминания о прошлой жизни... А как же иначе? Все ждут внимания, мы всех их жалеем и понимаем. Некоторых, правда, навещают родственники, а для кого-то персонал — единственные собеседники.

Вечером — обход комнат, где кого-то нужно проверить, кому-то напомнить выпить лекарство. Когда человек умирает в вечернее или ночное время, мы же вызываем «Скорую», милицию, мы и собираем в последний путь, готовим последний узелок с вещами.

В летнее время, как правило, нагрузка увеличивается, поскольку мы четверо по очереди уходим в отпуска, и тогда график меняется на сутки через двое.

В рассказе моей собеседницы — множество ноток сострадания. Ещё бы, все мы боимся старости, одиночества — ещё больше. Эти старики с потухшими глазами, так «удобно» убранные родственниками с собственных глаз, где-то в душе ещё лелеющие надежду услышать звонкое детское «баба», обняться с сыном или дочерью, которые произнесут долгожданное «Поехали домой», все они — живой укор нам. Однако для нас это — всего лишь грустный эпизод, который, что уж таить, поскорее хочется забыть, не предаваясь печальным раздумьям. А вот для сотрудников подобного рода учреждений общение с ними — ежедневная обязанность. И дай Бог, чтобы сердца их не выстудились от печалей и горестей стариков, чтобы ежедневно хватало сил пожалеть и выслушать, успокоить и обнадёжить. Спасибо вам за благородный труд, с праздником.

Оксана ЕГОРОВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА