Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

Свет в операционной

В конце прошлого года Марёвская ЦРБ отметила 120‑летний юбилей. Был праздник, были газетные публикации, в которых чествовались наши уважаемые медики. Время быстротечно — вот и очередной профессиональный праздник медработников не за горами. Сегодня мы совершим экскурс в прошлое — расскажем, как трудились врачи и медсёстры операционного блока, который многие десятилетия функционировал на базе хирургического отделения.

Своими воспоминаниями поделились медсёстры Мария ПЛАТОНОВА и Татьяна ТОЛСТОВА.

Как говорится, сама судьба за руку привела их в профессию. Мария хотела стать учителем, но её педагог Александр Фёдорович Янтра настоятельно советовал поступать учиться на медика, подметив доброту и милосердие своей ученицы. Архангельская девчонка, Татьяна увлекалась в школе химией, мечтала поступить в Ленинградский технологический институт. Но не было тогда мест в общежитии, поехала с одноклассницами в Новгород и поступила, как и Мария, в медучилище. Общежития тоже не было, но приютили студенток родственники. Так обе оказались на медсестринском отделении, более того, в одной группе.

Учились с интересом, вспоминают хорошую практику в областной больнице, в 54‑й аптеке. Знания в медучилище давали основательные: по педиатрии, хирургии, гинекологии; инфекционные заболевания, физиотерапия, психология входили в программу обучения. У обеих была возможность остаться в городе, но Мария так расхвалила Марёво, что решили поехать туда, прихватив с собой и двух однокурсниц. С улыбкой вспоминает, как прилетели на самолёте в Марёво, как её мама встречала их в аэропорту на лошади, как приютила всех на первое время у себя в Жабнах, как приветливо встретил коллектив.

Работа нашлась всем.

Отработав год в инфекционном отделении, Мария перешла в хирургическое на должность операционной сестры. Предварительно прошла специализацию на базе областной больницы и приступила к новой работе, которой отдала 12 лет. За годы большой трудовой биографии на разных участках приходилось трудиться, но операционная, по словам собеседницы, — это святое. Свет бестеневых ламп, зажёгшийся во время первой операции в далёком 1971 году, согревает память о самой любимой работе до сих пор.

— Заходишь в операционную — отключаешься от всего, только стол медсестры с инструментами, пациент и своевременное исполнение команд хирурга, который в этот момент, пусть и громко сказано, но царь и бог, — рассказывает Мария Серафимовна.

Довелось работать с хирургами: Николаем Щедруновым, Николаем Дятловым, Юрием Муравьёвым, Риммой Дейна, Константином Соловьёвым, с анастезиологом Натальей Ивановой (к сожалению, ныне покойной). У каждого многому научилась, а самое главное — была в сплочённой команде по восстановлению здоровья человека и нередко — по спасению жизни.

Молодёжи сложно представить, но в операционной Марёвской ЦРБ проводились операции экстренной хирургии: с черепно-мозговыми травмами, ножевыми ранениями, различными переломами, ампутация конечностей. Сложные плановые операции. До 150 операций в год делали марёвские хирурги со своими помощницами — медсёстрами и анастезиологами.

Кроме профессиональных качеств, у Марии Серафимовны всегда присутствовали и организаторские, потому получила новое назначение — должность главной медсестры, уступив место в операционной Татьяне Толстовой.

На приёме у хирурга Анатолия Лютина

С волнением рассказывала Татьяна о своём боевом крещении. Да, и было отчего волноваться. Роженица с ранним послеродовым кровотечением. За её жизнь боролись и марёвские хирурги, и бригада из областного центра. Одних только доноров привлекли 17 человек, спасая роженицу и двух девочек-близняшек.

Только что отправили их в Новгород, подготовили операционную, поступает пациент с флегмонозным аппендицитом. Случай неотложный, а персонал операционной почти сутки на ногах. Операция прошла, но не закончилось боевое крещение молодой операционной сестры. Снова поступил пациент, уже с прободной язвой. И снова: «Скальпель, зажим!»

— Никогда не забуду этот день, казалось, он не кончится никогда, — говорит Татьяна. — Да, невероятная усталость, напряжение. Но какая радость — все живы, и ты причастен к этому.

Были впоследствии случаи и посложнее, выпадали и спокойные дни, а все они сложились в целые 30 лет на посту операционной медсестры. В большинстве своём Татьяне пришлось работать с хирургом, Заслуженным врачом Российской Федерации Анатолием Семёновичем Лютиным. Как бы слаженно ни работали анастезиологи, сёстры, огромная ответственность лежит именно на хирурге, потому что во время операции жизнь человека находится в его руках и напрямую зависит от профессионализма.

Анатолий Семёнович, можно сказать, сверхскромный человек. Не любит он говорить о себе, делает многие десятилетия свою работу, помогая людям без слов, молча переживая за каждого, спасая их жизнь. Вот уж у кого был ненормированный рабочий день! Болезнь не спрашивает, когда лучше проявиться. Праздники, выходные, утро, ночь — в любой момент может случиться беда. Врач, отложив свои заботы, приходит на помощь. А если в семье их два? Как у супругов Лютиных. Слышала, что пока их дети были маленькими, то приезжавшая ночью за врачами «скорая» заезжала за кем-то из родителей Галины Александровны, отвозила к внукам, а затем доставляла врачей в больницу к пациенту. Разные бывали случаи — сложные, сверхсложные. Как правило, уходили долгие часы на борьбу с чужой бедой, которая врачом воспринималась как личная. И так многие-многие годы. Хирург — это больше, чем профессия, это жизнь и судьба.

Мария Платонова и Татьяна Толстова

А Татьяна Викторовна продолжает вспоминать, как боролись за жизнь людей. Приходилось оперировать проникающее ранение грудной клетки с повреждением сердца. И это по плечу Анатолию Семёновичу. Случались операции по удалению вен при варикозной болезни, резекции желудка. Вспомнила, как хирург выполнял операцию по трепанации черепа, а затем выхаживали больного, 18 дней находившегося без сознания.

Нередко свет в операционной включался и для врача-гинеколога Светланы Феофановны Ниловой. Она проводила операции по своему профилю, спасая и детей, и матерей. Не одно поколение марёвских женщин благодарны доктору Ниловой за профессионализм, ответственность и доброту

Все эти рассказы кажутся удивительными. Теперь в новых условиях подобные виды помощи оказываются людям исключительно в областных медучереждениях.

За «кадром» оставалась работа операционных сестёр в перерывах между операциями, после которых необходимо намыть инструменты, обеззаразить специальным раствором, затем простерилизовать, произвести проверку на скрытую кровь и моющие средства, а только потом окончательная стерилизация в автоклавах. Только тогда нструменты готовы для очередных операций. Но и на этом функции сестёр не заканчивались. После каждой операции обязательный подсчёт использованных салфеток. В обязанности сестёр входила и подготовка перевязочных материалов, и их стерилизация. А также забор донорской крови, определение резуса и группы (под руководством хирургов). Действительно, как надо уважать и любить свою профессию, чтобы трудиться в таком ритме и за очень скромную зарплату, да и полученная пенсия не предполагает дополнительных льготных «бонусов».

Хирурги, анастезиологи и сёстры — это одна сплочённая команда, во время операции неизбежно тесное общение. Благоприятная обстановка помогает исключать напряжение, усталость, эмоциональное выгорание.

В операционной хирургического отделения Марёвской ЦРБ многие десятилетия трудилась именно такая команда медиков.

До сих пор в строю хирург Анатолий Семёнович Лютин и его правая рука — перевязочная сестра Татьяна Толстова. Они оказывают экстренную помощь пациентам в рамках оставленных ЦРБ полномочий, оставаясь профессионалами своего дела, добрыми и ответственными людьми. А потому свет в бывшей операционной по-прежнему не гаснет, как не гаснет и милосердие в душах медиков.

Валентина ГОЛУБЕВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА