Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

А годы летят...

1 апреля Якову Алексеевичу Егорову, живущему в Новом посёлке в маленьком домике на улице с красивым названием Зелёная, исполнилось девяносто лет. Глядя на этого ещё крепкого старика и не подумаешь, что он достиг такого солидного возраста, ведь жизнь у него, как и у других представителей довоенного поколения, лёгкой никогда не была

Живёт ветеран один. Три года назад схоронил он жену, с которой прожил много лет, но не пал духом. Сам ведёт своё немудрёное хозяйство, готовит еду, даже картошку в огороде посадил. Почти ежедневно приходит проведать его дочь Лида, помогает по дому, ведь остаться в старости одному тяжело. Да и соседи напротив часто забегают к деду Якову, не забывают его, поддерживают.

Нежданной гостье Яков Алексеевич обрадовался, ведь вспомнить пережитое иногда очень хочется, а дочь знает всё до мельчайших подробностей.

Раннее детство мальчишки прошло на маленьком хуторе Ульянова Гора неподалёку от деревни Гоночарово. Там было тихо и привольно. Рос Яша вторым в большой и дружной семье. Кроме старшего брата, было у него две сестрёнки, правда, одна умерла совсем маленькой. Да и отца рано не стало, так что мама одна управлялась с хозяйством.

Небольших хуторов, подобных тому, где жили они, стояло тогда в округе немало. Вот и стали сселять их в ближайшие деревни. Если хозяева не соглашались миром, приезжали мужики, сбрасывали крышу с избы, ломали печи. Волей-неволей приходилось собирать имущество и перебираться на новое место. Так и они оказались в Гоночарове.

В школу бегал парнишка всего три зимы, одну из них в райцентр, а потом мама решила, что пора ему начинать работать: семья большая, её одной тяжело. Так и началась взрослая жизнь.

Ещё труднее стало с началом войны. Дед забрал их в Кузнечково Устрекского сельсовета: вместе легче пережить лихую годину. Как и миллионы подростков тех лет, трудился Яков для фронта и Победы. Мужиков в деревне почти не осталось, и все заботы легли на плечи женщин, детей, стариков. Ещё с вечера давал бригадир наряд, и попробуй не выполни его. По законам военного времени не смотрели на возраст, требовали со всех полной самоотдачи. А в деревне дел хватало круглый год. Техники тогда практически не имелось, хороших лошадей забрали в армию. Работали на быках и плохоньких клячах, что остались. Вот и ему дали лошадёнку, на которой вспахивал маленькие полоски. Проверяя вечером сделанное, бригадир хвалил мальчишек, а им и любо: заметили, оценили старание. На завтра хотелось сделать ещё больше. Брат воевал, и как приятно было написать ему, что и в деревне думают и заботятся о фронтовиках. Вернулся Тимофей израненный, но живой, недаром мама молилась за него. Осенью отправляли несколько телег с урожаем в райцентр. За возчиков шли пацаны, а командовал им кто-то из стариков. В 16 лет послали Якова на лесозаготовки. Полученные там навыки пригодились ему потом в Восточной Пруссии, куда по разнарядке попал парень в 46‑ом.

Отправляли туда на восстановление разрушенного войной молодых и крепких ребят и девчат со всей страны. Немало их приехало и из наших краёв. Трудиться пришлось на заготовке древесины для строек. Тяжело, но платили неплохо, жильё давали. Можно было оставаться в тех местах и на постоянное жительство, но его тянуло домой. И три года спустя вернулся возмужавший Яков на родную Новгородчину.

Для работящего человека дело найдётся всегда. Устроился в мастерскую, где выпускали дровни, мастерили колёса для телег, гнули дуги. Продукции такой требовалось много, ведь в послевоенной деревне основной тягловой силой оставалась лошадка. Но времена изменились, и эти помощники остались разве что огороды вспахать.

Мужики ушли кто куда, а Яков Алексеевич на следующий же день попросил у бригадира наряд и вышел в поле. До самой пенсии не изменил он родной земле и самой дорогой наградой считает скромный значок «Почётный колхозник». Есть у него и медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов», юбилейные награды. Даже на заслуженном отдыхе не сидел этот человек без дела, шесть лет дежурил на ферме.

Когда пришло время, обзавёлся Яков семьёй и детьми. Жили и работали супруги в Кузнечкове, и не покинули бы деревню, если бы не стали уезжать из неё жители. Когда осталось в домах всего три человека, задумались и они о переезде. Купили маленький домик неподалёку от райцентра, где и обосновались.

Вспоминать пережитое Якову Алексеевичу непросто. Хлебнуло их поколение сполна и холода, и голода, и непосильного труда. Вот и болят ночами ноги, не дают покоя, но ветеран не сдаётся. Главное, что мир сейчас на родной земле, пенсия есть, что ещё надо. Запросы у него небольшие, на жизнь хватает. Приятно и то, что помнят о нём. С юбилеем поздравили и районная администрация, и руководители поселения.

Наконец-то вступило в свои права лето, стало тепло, и снова захотелось жить и надеяться на лучшее.

Ираида СЕРГЕЕВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА