Знакомство с учителем начальных классов средней школы №1 Любовью Кванской состоялось задолго до нашей беседы, поводом для которой послужил не только День учителя, но и юбилейная дата.
Однажды в составе районной делегации мы ездили в Великий Новгород. Компания собралась сугубо женская, поэтому вскоре разговор зашёл о воспитании детей. Одна из мам посетовала, что никак не может приучить своего ребёнка к самостоятельности. «У каждого ребёнка наступает период развития под названием «Я сам», - отметила после её слов Любовь Михайловна, - когда он хочет самостоятельно, без помощи родителей умываться, одеваться, заправлять за собой постель. Многие родители упускают этот момент, запрещая или переделывая при ребенке результат его труда. Так делать ни в коем случае нельзя».
«Как же всё просто», - подумала я в тот момент, предположив, что педагогам воспитывать детей проще простого.
Сын Любови Михайловны, Алексей - взрослый, самостоятельный парень, с которым у неё сложились доверительные и тёплые отношения.
-Ребёнок удивил меня в первый раз, когда я случайно обнаружила, что он умеет читать, - признаётся Любовь Михайловна, - помню, я готовилась к урокам, писала маркером на бумажке слова СУМКА, ПАРТА, он подошёл к моему столу и вдруг их произнёс. Леше года четыре тогда было. Я всегда ему много читала, у нас даже фотография сохранилась, где он годовалым малышом сидит с букварём. Он всегда был очень любознательным, школьные предметы давались ему легко. Я была уверена, что он захочет продолжить образование, но он меня и тут удивил. Выбрал рабочую специальность, очень любит работать руками. Иногда меня это огорчает, но если подумать, то в жизни всё правильно складывается. Мой отец был отличным печником, у мужа руки «золотые». Трудовая деятельность должна приносить удовольствие, это главное в выборе профессии.
Любовь Кванская на сегодняшний день – один из лучших педагогов районного образования. Она пользуется авторитетом и уважением среди родителей, её любят дети. К примеру, для многих учеников её предпоследнего выпуска расставание с учителем проходило весьма болезненно. Дети отказывались принимать то, что этого учителя рядом больше не будет.
Прозвенел звонок с урока. Перемена – самое шумное время в школе. Крики ребятни разносятся со всех сторон. В классе Любови Михайловны такая же обстановка, но во всей этой суматохе она видит каждого своего ученика (всего в её классе учатся 30 человек). Следующий урок - физкультура, ребятишки под чутким руководством учителя переодеваются в спортивную форму. Кому-то она помогает, кого-то поправляет, напоминая о том, что своё рабочее место дети должны оставить в полном порядке. Рядом с педагогом замечаю симпатичного мальчугана, он следует за учителем по классу буквально по пятам.
-Однажды я попросила коллегу заменить меня на полчаса, - улыбаясь, говорит Любовь Михайловна, - ребёнка так встревожило моё отсутствие, что с тех пор он никуда меня не отпускает. Даже по своим делам приходится брать его с собой. Так ему спокойнее.
«Вы всегда хотели быть учителем? – задаю Любови Михайловне традиционный вопрос, она отвечает быстро и односложно: «Нет», чем застаёт меня врасплох.
-В школе я очень любила физику и математику, планировала поступить в политехнический институт. Сама не знаю, как я очутилась в педагогическом, - говорит она. - Начальную школу я оканчивала в деревне Скирино, это моя родина. У меня была замечательная учительница - Антонина Ивановна Фёдорова. С 4 класса все дети из деревни продолжали обучение в школе, расположенной в гарнизоне. Мы ездили на учебу на рейсовом автобусе, благодаря чему во мне очень развито чувство пунктуальности, привычка никогда не опаздывать. У нас был очень сильный класс, в основном, там учились дети военнослужащих, мы, деревенские, старались ни в чем от них не отставать. Я была круглой отличницей, совсем недавно подумала о том, что раньше за успехи в учёбе медалей почему-то не давали… Физика была моим «коньком». Меня и одноклассника Олега Дехтеря наша учительница Валентина Николаевна Шигина «любила» больше всех – каждый урок вызывала к доске! Олег, кстати, живет в Америке, в городе Чикаго. Несколько лет назад у нас была встреча выпускников (оканчивали мы уже среднюю школу №1), на которую он также прилетал. Очень многие тогда приехали, несмотря на то, что «разбросаны» по разным городам. Меня очень удивило то, что жена моего одноклассника Олега Князева сохранила стенгазету, которую я изготовила к выпускному вечеру. Вообще я очень люблю рисовать, мне нравится рифмовать слова и строчки, я с удовольствием пишу стихи для детей. Скорее всего, именно поэтому я и стала учителем начальных классов, без проблем могу изобразить на доске и слона, и коня, и крокодила. А на той стенгазете в виде шаржа я нарисовала каждого из одноклассников и подписала их шуточными эпиграфами. Так приятно было это вспомнить, увидеть свой почерк, узнать его! А ещё приятнее осознать, что кто-то хранил этот белый лист бумаги целых 30 лет!
Первым местом работы молодого педагога стала школа в деревне Горки.
-До сих пор помню этот «немыслимый» маршрут, по которому я добиралась до места работы: Скирино – Сольцы - Горки. Самое обидное было, когда автобусы ломались. Доедешь на морозе на какой-нибудь «попутке» (чаще всего в то время мы добирались на торфяных машинах), забежишь в школу, а вахтёрша сообщает: «Я ребят домой отпустила», – вспоминает Любовь Михайловна. – Спустя некоторое время мне дали комнату в общежитии, куда заселяли специалистов по сельскому хозяйству. Условий, конечно, никаких, к урокам было невозможно готовиться. Закончив учебный год в Горках, я перешла в начальную школу деревни Боровня, там тоже ровно год отработала.
В средней школе №1 работает Любовь Михайловна с 1986 года. Возраст её самых первых выпускников – 36 лет.
-В системе образования изменилось с тех пор очень многое, - говорит педагог, - раньше в дошкольных учреждениях учили детей играть, а знания давали в школе. В настоящий момент ребенок приходит в школу из детского сада хорошо подготовленным, но проблема возникает с детьми, не охваченными дошкольным образованием. Им бывает порой очень сложно. К примеру, в прошлом году из моих первоклашек не умели читать четверо, во втором полугодии читали практически все. В одном классе я работаю сразу по нескольким программам. В этом также кроется ещё один деликатный момент. Ребенку, который с трудом усваивает основную программу, нужно уметь вовремя помочь. Зачастую именно родители становятся противниками перевода детей на специальные программы обучения, забирая, тем самым, у ребёнка шанс на формирование здоровой и полноценной психики. По опыту моей работы в школе скажу: дети, вынужденные учиться по программам, которые им не по силам, вырастают неврастениками. У ребёнка должен быть успех, он должен уметь быть довольным собой, а не жить в постоянном противоречии с собой, педагогами и родителями.
Татьяна ИЛЬИНА
Фото автора