Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

Уберегли в годы смут и гонений

Один из постоянных прихожан нашего храма Виктор Иванович Щербаков принёс мне как-то машинопись, автором которой был его брат, Сергей Георгиевич Крылов, недавно скончавшийся.

Написана рукопись в 2003 году, в ней рассказывается об истории Казанской иконы Божией Матери. Опубликовать её автор не успел. По просьбе Виктора Ивановича я её отредактировала и кое-где дополнила, в результате получилась довольно полная история иконы, находящейся в нашей церкви и почитаемой чудовцами.

История появления

Ссылаясь на газету «Волховский листок», Сергей Георгиевич пишет, что Казанская икона Божией Матери появилась в Успенском храме села Чудово в самом начале XX века, а именно, в 1903 году, и уже тогда о ней упоминалось, как о необыкновенной иконе. Сам образ был создан, предположительно, во второй половине XIX века. Лики Божией Матери и Богомладенца тонкого и искусного письма, оклад на иконе изготовлен из посеребрённой бронзы с позолотой на нимбах. В нижней части на окладе был выгравирован тропарь иконе, начинающийся словами «Заступнице усердная». Даритель этой иконы Успенскому храму в селе Чудово пожелал остаться неизвестным. Перед иконой совершались частые молебны, а чуть позже её регулярно стали переносить на железнодорожную станцию, располагавшуюся в двух верстах от села. На вокзале в зале ожидания по заказу отъезжающих совершались молебны. С началом Русско-Японской войны в зале ожидания чудовского вокзала для Казанской иконы Божией Матери была устроена временная часовня, но икону всё-таки привозили из Успенского храма и в тот же день возвращали назад. В конце концов было решено построить отдельный храм в пятидесяти шагах от вокзала.

Церковь была построена и освящена 22 апреля 1912 года. В день освящения Казанская икона Божией Матери из Успенского храма села Чудова на станцию была перенесена в сопровождении крестного хода. В крестном ходе приняли участие не менее двух тысяч человек, хор певчих состоял из 50 певцов.

С наступлением Первой мировой войны молебны перед Казанской иконой стали совершаться довольно часто, а в иные дни почти беспрерывно. За помощью к Божией Матери приходили не только местные жители, но и воины, отправлявшиеся на фронт. Чудово было большой узловой станцией, и там часто формировались воинские составы. Многие при этом получали утешение, потому не иссякал поток молящихся перед Казанской иконой.

В 1931 году церковь на станции Чудово была закрыта, и икона пропала, хотя между верующими ходили слухи, что она обязательно снова вернётся в храм.

Хранитель иконы

И теперь пришло время, рассказать о человеке, призванном стать хранителем Казанской иконы Божией Матери в годы гонений на православную веру и церковь.

Архимандрит Иосиф, в миру Иван Яковлевич Софронов, родился 8 июня 1901 года в Тульской губернии в крестьянской семье. В 1909 году он с родителями поехал в Ново-Иерусалимский монастырь, чтобы погостить у дяди, который был епископом и проживал за штатом на покое в обители. Маленькому Ивану очень понравилась служба и монастырское пение, а ещё монахи угостили его вкусными конфетами, после чего он наотрез отказался уезжать из монастыря. По просьбе дяди родители оставили восьмилетнего Ваню в обители на две недели, полагая, что он скоро заскучает и с удовольствием вернётся домой. Но этого не произошло, и его оставили на время в монастыре. Там Иван учился пению, а также освоил золотошвейное мастерство.

В 1918 году Ново-Иерусалимский монастырь закрыли, а все его насельники были изгнаны. Но в 20-е годы монастырская жизнь в Новом Иерусалиме восстановилась. Продолжалось это под видом артели до 1928 года. В это время приехал в монастырь И.В. Сталин, всё осмотрел и после этого сказал Кагановичу, так чтоб все слышали: «Ты видишь, как раньше строили? Ещё сто лет и больше простоит!» После этого визита Сталина приехали чекисты в монастырь и выгнали всех бывших монахов. В 1922 году Иван Софронов был пострижен в монахи с именем Иосиф, а в 1929 году – рукоположен в иеромонаха. После разгона монашеской артели и до 1931 года он жил у себя на родине в городе Ефремове, где служил в соборе. В 1931 году отец Иосиф был арестован и осуждён. Его приговорили к заключению в Соловецкий лагерь особого назначения. В 1936 году он был отправлен на поселение в посёлке Медвежья Гора, откуда вместе с двумя другими поселенцами, чтобы избежать расстрела, совершил побег в Финляндию. Там он служил на приходе, а в 1946 году вместе с группой из 12 священников вернулся в Россию по приглашению Патриарха Алексия (Симанского). Отец Иосиф был назначен служить на приход под Псковом.

Из воспоминаний Сергея Георгиевича Крылова, который общался с архимандритом Иосифом в 1993 году. «На свой приход отец Иосиф сначала добирался поездом до Новгорода, а затем – пешком. Недалеко от Шимска он почувствовал недомогание и постучался в один из домов, стоящих на краю деревни. Хозяева дома, Иван Павлович и Мария Васильевна Ершовы, приняли его очень радушно. Напоили его чаем и уложили в постель, так как у него была температура около 40 градусов. В этот же день к Ершовым постучался в дом ещё один мужчина пожилых лет с большой торбой за плечами. Незнакомец предложил им купить икону за пуд зерна (в послевоенные годы это было очень дорого). Супруги посмотрели икону и согласились её купить. Вновь приобретённую икону Иван Павлович и Мария Васильевна поднесли к постели отца Иосифа, чем доставили ему большое утешение. Лик Богоматери показался ему очень знакомым. В доме Ершовых отец Иосиф находился несколько дней, и за это время ему удалось вспомнить, где он видел этот образ. В 20-х гг. XX в. он ездил в Петроград, и на станции Чудово поезд долго стоял. Отец Иосиф, воспользовавшись свободным временем, зашёл в храм, стоявший рядом с железнодорожной станцией. Там он впервые и увидел Казанскую икону Божией Матери, которую, по словам иеромонаха Иосифа, достаточно только раз
увидеть, чтобы не забыть никогда.
Оправившись от недуга, отец Иосиф договорился с Ершовыми, что он выкупит от них икону, как только обживётся на новом месте. Впоследствии он выкупил образ и перевёз его на место своего служения. Казанская икона в основном находилась в доме, где жил иеромонах Иосиф, но иногда он выносил её в храм. Слух о необычной иконе постепенно достиг Чудова, и прихожане Казанской церкви приезжали к батюшке с просьбой вернуть им икону. Отец Иосиф отказал им и оказался прав, так как Казанскую церковь, открытую немцами в 1942 году, во время хрущёвских гонений в 1962 году вновь закрыли. Кроме того, после встречи с чудовцами отец Иосиф решил Казанскую икону спрятать и снова отдал её на хранение семье Ершовых».

22 марта 1949 года иеромонаха Иосифа арестовали и приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. В 1955 году он досрочно освободился из лагеря и был назначен служить в Свято-Троицкую церковь села Подгощи Шимского района. Прослужил он в этом храме 4 года и, по его словам, снова забрал от Ершовых к себе Казанскую икону, но никому не показывал. Перед своим следующим арестом в 1959 году батюшка успел снова передать образ всё той же семье Ершовых.

В 1962 году, после освобождения, отца Иосифа направили служить в деревню Внуто Хвойнинского района в Успенский храм, ставший последним местом его служения. Казанский образ находился в семье Ершовых, так как отец Иосиф боялся его взять к себе. Деревня Внуто находилась в довольно пустынном глухом месте, поэтому храм и дом священника нередко посещали воры и грабители.

В 1987 году Казанская церковь была передана верующим и освящена в 1989 году. Архимандрит Иосиф, узнав об этом, в 1990 году приехал в Чудово. Он осматривал храм и общался с настоятелем, священником Станиславом (Пилипёнком), а прощаясь, произнёс таинственную фразу: «Отец, жди Гостью!»

В 1992 году архимандрит Иосиф поехал за Казанской иконой к Ершовым под Шимск. Там уже жили дети тех людей, которые когда-то приютили больного отца Иосифа и купили икону у незнакомца. Николай Иванович и Александра Александровна Ершовы показали икону архимандриту Иосифу, и он отслужил перед нею молебен. После этого батюшка поехал к архиепископу Новгородскому и Старорусскому Льву и всё ему рассказал о Казанской иконе из Чудова. Владыка дал денег отцу Иосифу, свою машину и велел сразу же ехать за иконой. Н.И. и А.А. Ершовы жили очень скромно, но они наотрез отказались от денег за хранение иконы.

Прежде чем вернуть икону в Чудово, было решено её реставрировать, так как риза была вся покрыта краской, скрывавшей её ценность. Художник-реставратор Татьяна Ромашкевич, вернувшая иконе первоначальный облик, вспоминала: «В основном я всё делала ночью, в свободное от других занятий время. От неё исходит благодать, Она Сама вела меня, подсказывая, что делать, давая силы. Я ждала ночи, как праздника…».

Возвращение…

Пришло время возвращения святыни на прежнее место. Первоначально планировали возвращение иконы провести 24 апреля 1993 года, но реставрационные работы затянулись, и торжество перенесли на 1 мая. Утром в Софийском соборе Новгорода была отслужена литургия. После неё икона была вынесена крестным ходом из Кремля, и все участники сели в автомашины и автобусы. В составе крестного хода были Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, архимандриты Иосиф (Софронов), Агафангел (Догадин), Иларион (Приходько), Ефрем (Барбинягра), священнослужители Новгородской епархии, два хора певчих из собора Святой Софии и храма Апостола Филиппа, представители приходов и церковные активисты из мирян. Всего набралось около ста человек. Икона следовала во главе колонны в автомобиле с Владыкой. Во всех населённых пунктах, расположенных по пути следования, процессия останавливалась, совершался молебен перед иконой, затем некоторое расстояние образ проносили на руках в сопровождении местных жителей.

В Чудове икону встретили в конце улицы Иванова, причём, встречал небольшой крестный ход, который состоял из неожиданно встретившихся в Казанском храме священника, дьякона и нескольких мирян, приехавших из других городов. Об этом сообщил в своей рукописи Сергей Георгиевич Крылов, который также оказался среди участников этого ни кем не предвиденного шествия. Кортеж машин из Новгорода был вынужден сделать первую незапланированную остановку, и дальше крестный ход во главе с иконой Божией Матери отправился пешком вдоль улицы Иванова. На пересечении выше названной улицы и улицы Гагарина был совершён молебен, так как раньше там находилась Успенская церковь, куда и был передан первоначально чудотворный образ. Затем крестный ход двинулся по направлению к Казанскому храму. Сергей Георгиевич вспоминал, что день был тёплый и солнечный. Немало чудовцев вышли навстречу крестному ходу, и среди них были те, кто видел икону до её исчезновения. Вечером в храме было совершено всенощное бдение, а утром на следующий день – литургия.

После литургии был совершён молебен и крестный ход с иконой вокруг храма. После молебна Владыка Лев представил всем, находящимся в храме, архимандрита Иосифа и предоставил ему слово. Отец Иосиф кратко рассказал историю, связанную с хранением иконы. На тот момент батюшке был 91 год, из них около 15 лет он провёл в заключении, но выглядел бодро, и голос его звучал молодо. Позже, за праздничной трапезой, его спросили молодые священники, как он себя чувствовал во время довольно продолжительного, а потому утомительного крестного хода. И старец им отвечал, что у него было ощущение, как будто кто-то на руках его несёт.

Через четыре месяца архимандрита Иосифа не стало, и возвращение Казанской иконы Божией Матери в Чудово явилось последним важным событием в его земной жизни, которое он спешил завершить. И вовсе не случайно, что именно он был призван уберечь чудотворный образ в тяжёлые и смутные годы гонений. «Ведь в отце Иосифе горел огонь веры, и он сохранил верность призванию, которое было дано ему Богом».

Ирина СМИРНОВА,
директор Чудовского филиала Новгородского музея-заповедника

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА