Понедельник, 28 октября 2024

Редакция

Если имя тебе Учитель

«И спрос с тебя строг, и честь высока, и ноша твоя на миру нелегка»

Сорок лет Галина Ивановна Белова работала учителем в школе д. Федорково, а если учесть, что и училась в ней, то почти полвека жизни прошли в её стенах.

«Я девушка местная»

Говорит о себе Галина Ивановна: «Мой отец родился в д. Федорково, которая тогда насчитывала всего шесть домов. А деревня Парфино была большая, здесь находились церковь, школа. Между ними рос настоящий лес, и даже я немного помню, как бегали через него в лавку леспромхоза. Отец работал мастером сплава, мама вела дом, хозяйство. Нас у них было пятеро, я средняя, родилась после войны. О пережитом матерью с двумя старшими детьми в военные годы можно много рассказывать. Немцы угнали их в Псковскую область, расселили по домам, заставили работать. Уж не говоря о бомбёжках, голоде, холоде, унижениях, скажу одно — меня дважды могло не быть. Мама была молодая интересная женщина, хозяин стал приставать, тогда они с сестрой собрались и ушли, а на следующий день немцы всю деревню сожгли. Потом всё-таки нашли и пришли за ней два немца с автоматами. Сестра с братом были совсем маленькие — 39‑го и 41‑го года рождения, плачут. Они её повели, потом говорят: «Матка, на хаус». Она повернула, а сама думает, сейчас в спину будут стрелять, — всякое ведь было. Но, видимо, пожалели их немцы, не все же были извергами».

Послевоенная жизнь оказалась тоже нелёгкой, но мирной, и это придавало всем силы, вселяло надежду в лучшее. В 1953 году Галя Голованова пошла в школу. В неё только что приехали работать супруги Лаврентьевы, Евдокия Васильевна и стала её первой учительницей.

Дорога к знаниям

У Галины Ивановны она тернистая, в прямом смысле слова. В деревне Парфино была только начальная школа. И продолжать обучение мальчишкам и девчонкам пришлось в Лазарицкой школе — два года их учебный день начинался и заканчивался дорогой, и о каком-то подвозе тогда и вопрос не стоял, хотя до школы километра три будет. Ходили ребятишки и из Заклинья. А дороги-то какие были! Всё разливалось. «Мальчишки, бывало, и не дойдут, куда-нибудь свернут, — вспоминает Галина Ивановна. — Потом в Федоркове построили новую начальную школу, но так как детей было много, её сделали семилеткой, и мы стали учиться здесь. За средним образованием надо было идти в посёлок Парфино. Не многие решались на это, из нашего класса обучение продолжили только четверо. Жили у родственников, на выходные ходили домой. Учиться было интересно, хотя трудно приходилось. Четыре дня учились, два — практика на фанерном комбинате. Каждое лето я работала на клёпке, а в старших классах — и на зимних каникулах, чтобы что-то купить себе. И надо сказать, что мы все четверо получили впоследствии высшее образование, а Саша Яковлев у нас стал доктором технических наук».

Высшее образование далось тоже нелегко. После окончания Парфинской средней школы № 1 без проблем поступила на физико-математический факультет Новгородского пединститута. Наступала зима, а у неё кроме подшитых валенок обуть нечего. Для девушки это было немаловажно, и она вернулась домой. Немного поработала на клёпке — в деревообрабатывающем цехе ЗСК, а потом её взяли в Федорковскую школу лаборантом кабинета физики. Через два года вместо того, чтобы восстановиться, заново поступила на свой факультет, только заочно, а преподаватели узнавали свою прежнюю студентку.

Небожители

Уже через два года руководство школы предложило целеустремлённой студентке вести математику в 5–8 классах. «Начинать было страшновато — как тебя встретят, как отнесутся? Что ж, ходила по деревне и вдруг стала учительницей математики. Надо было доказать своё умение, завоевать авторитет. Первые годы приходилось много учиться, готовиться. Очень меня поддерживали и помогали педагоги школы, многие из которых были моими учителями».

День за днём, год за годом нарабатывался опыт, и ни разу, как бы трудно ни приходилось, не появлялось желание уйти из школы. Значит, правильно сделала выбор, по душе. С ранних лет в ней зародились восхищение и уважение к этой профессии. «Когда была маленькой, мне казалось, что учителя — это вообще небожители, неземные люди», — признаётся Галина Ивановна. Конечно же, ей хотелось на них походить, быть такой же грамотной, рассудительной, строгой. Впервые попробовала себя в роли учительницы, когда занималась с младшими дома, помогая делать уроки. Одна из односельчанок недавно вспомнила при встрече, как приходила к ней решать задачи. В школе её прикрепляли к отстающим. «Мне везло на учителей, ни о ком плохо не вспоминаю. Первые — Евдокия Васильевна и Николай Дмитриевич Лаврентьевы — они для меня идеал учителя. Васины Дмитрий Егорович и Таисия Ивановна учили доброте, уважению, помогать друг другу. Помню, Таисия Ивановна подвела ко мне отстающего ученика — с ним надо изучить географическую карту. Тепло вспоминаю нашего классного руководителя Доброву (Макарову) Тамару Васильевну. В старших классах мы очень любили и нашего историка, Зою Александровну Страусову, и до сих пор с ней пересекаемся. Сильным физиком и строгим учителем была Галина Владимировна Цитрина. Математику вела Федорова Нина Михайловна, классным руководителем была Осипова Нина Васильевна. Каждый давал не только хорошие знания, но и формировал во мне желание стать учителем. Когда же я им стала, они были примером».

Ученики

Разве можно их сосчитать за четыре десятилетия. Практически все федорковские ребята тех лет учились у Галины Ивановны. Ведь помимо математики и физики она вела уроки черчения, этику и психологию семейной жизни, информатику, которую поначалу давала «на пальцах», — компьютеров еще не было. Постоянно приходилось заниматься самообразованием, поэтому и в учениках формировала понимание, что путь познания — это путь к успеху.

В альбомах у Галины Ивановны бережно хранятся фотографии выпусков разных лет: вот они пионеры, а это уже комсомольцы, здесь на вечере встречи выпускников. «Это Женя Туманов — работает в Выборге инженером, Валя Андреева — в Пенсионном фонде, Андрей Никифоров — учитель школы п. Парфино, Лариса Лаврентьева — литератор в Федорковской школе, Александр Махалов — предприниматель, Людмила Спиридонова, Ирина Уварова, Елена Леонтьева, Юра Фёдоров, Лариса Иванова, Сергей Щепетов — да разве всех назовёшь?».

Как и любому учителю, Галине Ивановне приятно, что её наука помогает ученикам в дальнейшей жизни. Многие из них получили техническое образование, стали экономистами, бухгалтерами, да и юристам без алгоритмики, развивающей логическое мышление, не обойтись. Одна из учениц, ставшая юристом, недавно проходила тестирование в Москве, ей говорят, мы не ожидали, что вы справитесь, потому что даже с высшим образованием не все проходят. Её ответ был короток — я в школе информатику учила. «Я рада, что для многих моя наука, если так можно сказать, не прошла даром. Кто-то из ребят вспоминает хорошо, кто-то, может, недоволен. Это естественно. Одна из бывших учениц, уже став взрослой, с некоторой обидой говорила, что вот вы мне по математике «4» поставили, а в техникуме у меня «5» была. «Понимаешь, говорю, на пять-то ты училась потому, что в школе получила хорошую базу. Бывает и такое. В учительской, как и вообще в жизни, есть всё — и радость, и огорчения, и успехи, и неудачи, но неизменным остаётся каждодневный труд».

И то, что и сегодня многие бывшие ученики продолжают общаться со своим учителем, идут к нему с радостями и печалями, поздравляют с праздником, говорит о его авторитете. «Галина Ивановна была нашим классным руководителем, — рассказывает Людмила Спиридонова. — Всегда строгая, справедливая, понимающая, уважающая, как мама. Мы до сих пор с ней общаемся, она близкий для меня человек».

Главная миссия

Сельский учитель. Это не только принадлежность месту проживания, у него — особая миссия. Даже сегодня, в век развития телевидения и Интернета, школа по-прежнему остаётся не только центром знаний, но и воспитания, культуры, общения сверстников. Поэтому учитель, считает Галина Ивановна, должен знать, уметь многое, быть мудрым и примером для ребят. Ему приходится самому постоянно учиться, совершенствоваться, соответствовать требованиям времени и в силу нехватки кадров зачастую замещать недостающих педагогов.

В деревне все — на виду, и если что не так, непременно скажут: «А ещё учитель!». Поэтому и к своей жизни Галина Ивановна относится по-учительски строго, ответственно. Она с достоинством выполнила свою главную миссию — вырастила (и причём одна), воспитала и дала высшее образование своим сыновьям: один закончил механический факультет сельхозинститута, сейчас имеет свой автосервис, другой — кадастровый инженер, работает и живёт в Великом Новгороде. Порой нелегко приходилось, особенно в перестроечное время, в лихие 90‑е. Завела корову и 17 лет держала её. Так что и её материнский труд, который, конечно, ничем не измерить, не пропал даром. Неоценимо её участие в воспитании и обучении внуков. В архиве Галины Ивановны среди грамот районного комитета образования, департамента образования области есть и за активное участие в воспитании внучки.

Разве расскажешь о том, что пережито! Вспоминать — целый роман получится. И есть ли времена, когда легче жилось! Но там, где труд, всегда рядом шагает радость. Вот и у дома Галины Ивановны на улице Зелёная в деревне Парфино особая история. «Сынуля как раз учился в институте и говорит — давай дом построим, в Налючах есть списанное здание, купим. А у нас в Федоркове такое же стояло. Разобрали, перевезли, построили — всё своими силами, средств‑то не было, брат помогал, активно ребята. Трудно пришлось, но и радость потом была большая — свой просторный дом».

Вновь юбилей

1982 год особенно памятен Галине Ивановне — в год 100‑летия Федорковской школы у неё был выпускной класс. «Поровну мальчишек и девчонок — всего 28 человек, — рассказывает Галина Ивановна. — Мы были старшими школьниками, и нас активно задействовали в подготовке и проведении юбилея. Готовились серьёзно, я тогда была ещё секретарём партийной организации, а исполняла обязанности директора Лидия Николаевна Вересова. Большую поддержку нам тогда оказали наши шефы — Заильменская сплавная контора. Мероприятие проходило в спортивном зале, а его требовалось обустроить, украсить. Была сооружена сцена, приобретены бархатные занавески. Ребята помогали прибивать, украшать — зал выглядел нарядно, празднично. Учащиеся были задействованы и в проведении праздника. Девчата, как всегда, оказались более активными — это Люда Терентьева, Таня Ермолаева, Лена Евдокимова, Валя Язевич, Женя Павлова и другие, а также из класса младше нас. После торжественной части программа проходила в виде телеинтервью. Через воспоминания выпускников разных поколений оживала история школы. Гостей было много, даже выпускник ещё церковно-приходской школы д. Парфино Финогенов Михаил из Заклинья. Атмосфера — теплая, одухотворённая — все рады были вновь окунуться в школьную жизнь».

В ноябре Федорковская школа отметит очередной 135‑летний юбилей. Галина Ивановна Белова будет в числе почётных гостей — сорок лет она учила в её стенах детей, десять из которых была ещё и заведующей учебной частью. Есть что вспомнить...

Вера НЕШУМОВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА