и её первые деревянные храмы
В далёком XVII веке по левобережью Ловати, среди бескрайних Рдейско-Полистовских болот на берегу озера в Лазаревском стане Торопецкого уезда была основана пустынь.
Ныне это место находится на границе Псковской и Новгородской областей, в 12 километ-рах от деревни Наволок, что на шоссе Холм – Старая Русса, на 25‑м километре от Холма. Надпись на одном из крестов, который в XIX веке ещё хранился в Рдейской пустыни, гласила: «... водружён бысть крест сей в церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Лета 7174 (1666), месяца марта, 18 дня...». Открытая А. А. Усининым на кресте дата 1666 год считается первым документальным упоминанием Рдейской церкви в честь Соловецких чудотворцев. Другой документ, «Записная книга Торопецкой приказной избы» за 1674 год, указывает место её расположения: «Рдейские пустыни... с озерка Рдейского и с реки Рудьи и с губы... оброку 3 алтына и 2 деньги». Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия была деревянной. Прослужив 33 года, она во время пожара 1699 года сгорела. Но храмовая её икона святых Зосимы и Савватия чудом сохранилась.
После пожара обитель не могла оставаться без храма. И в этом же году была срублена новая одноглавая холодная церковь во имя Преображения Господня. «В лето 7219 (1699) месяца января, 20 дня... освятися жертвенник... во храме Преображения... при митрополите Иове Великого Новгорода и Великих Лук». Считается, что первоначальное число насельников Рдейской обители не превышало трёх-пяти иноков. Через год, в 1700 году, был заложен каменный двухэтажный пятиглавый храм с шатровой колокольней. Строился он долго и был освящён по благословению Иовы, митрополита Нова Града и Великих Лук, 12 декабря 1711 года во имя Успения Пресвятой Богородицы, а внизу, на первом этаже – во имя Соловецких старцев. В связи с этим Рдейская обитель стала именоваться Успенской мужской пустынью.
Построенная в 1699 году, Преображенская церковь в конце XVIII века была разобрана по ветхости, а каменная двухэтажная Успенская – в 1897 году в связи с возведением на её месте грандиозного каменного пятиглавого Успенского собора с мраморным иконостасом. Новый собор был освящён 19 сентября 1902 года. Он также имел престол во имя святых Соловецких старцев Зосимы и Савватия. В XX веке собор пережил ряд необратимых драматических событий. Но, вопреки всем невзгодам, он и сейчас ещё прочно стоит на своих ногах.
Место бывшей Рдейской пустыни старожилы считают святым. Так это или нет, сказать трудно. Но Рдея не оставляет равнодушным никого из побывавших здесь паломников. Возможно, здесь царит дух причисленных к лику святых и запечатленных на памятнике «Тысячелетие России» Зосимы и Савватия. В этой публикации речь пойдёт о первых двух деревянных церквушках Рдейской обители. Скупые документальные сведения о них, однако, требуют, по крайней мере, пояснения трёх вопросов. Почему первая Рдейская церковь была освящена во имя основателей Соловецкого монастыря, а все следующие за ней храмы имели приделы святых Зосимы и Савватия? Почему Лазаревский стан Холмского погоста (уезда) во второй половине XVII века оказался в Торопецком уезде? Насколько возможно реконструировать архитектурный облик утраченных деревянных церквей Рдейской обители?
Церковь во имя святых
Зосимы и Савватия
Первая деревянная Рдейская церковь была освящена 18 марта 1666 года во имя основателей Соловецкого монастыря при царе Алексее Михайловиче и Новгородском митрополите Питириме. Надо отдать должное православным монастырям – они первыми в России начали осваивать угодья за счёт болот и необитаемых территорий. Таким монастырём был Соловецкий на одноимённом архипелаге в северной части Онежской губы Белого моря, а на Северо-Западе – Рдейский в Полистовских болотах и Спасский в дельте реки Ловати. Основателем одного из таких монастырей был подвижник конца XIV века Кирилл Белозерский (1337–1428), сторонник укрепления власти Московского князя.
Послушником архимандрита Кирилла был будущий Соловецкий старец Савватий. После смерти наставника он в поисках «безмолвного» жития отправился дальше на Север. И в сопровождении подвижника-инока достиг необитаемого Соловецкого острова. Своими аскетическими подвигами в первые годы жизни на необитаемом острове Савватий открыл инокам путь на Соловки. В последний год жизни Савватия на Соловки прибыл Зосима – сын богатых родителей из небольшого онежского села, организатор монашеского жития. За годы пребывания в Соловках Савватия (1429–1435) и Зосимы (1435–1476) вокруг них образовалась крепкая религиозно-хозяйственная община по обустройству избранной ими земли.
Рдейская, как и Соловецкая, обитель в своё время возникла на землях, принадлежащих Новгородской феодальной республике. Новгородский митрополит присылал на Соловки первых игуменов и Грамоту на право владения архипелагом. После падения в 1478 году Новгородской республики монастырь получал такую же Грамоту от Великого князя Московского. В 1547 году преподобные Зосима и Савватий Соловецкие были причислены к лику святых.
В середине XVI века монастырское хозяйство Соловков включало скотный двор, 3 соляные варницы, 3 водяные мельницы, рыболовные тони и 12 судов. На Соловках было три скромно обставленные деревянные церкви: Спасо-Преображенская – большая шатровая тёплая; Успенская и небольшая Никольская. Между тем двадцатипятилетняя Ливонская война (1558–1582) за выход к Балтийскому морю показала необходимость укрепления обороноспособности как самого монастыря, так и всего Поморья. И во второй половине XVI века в монастыре под началом игумена Филиппа Колычева развернулось бурное каменное строительство с участием приглашённых искусных новгородских мастеров‑каменщиков. Один за другим возводились величественные храмы и крупные хозяйственные постройки. В 1582–1594 годах по приказу царя, но силами самого монастыря были возведены мощные стены и башни из валунов, превратившие обитель в неприступную крепость, которая встала на северной границе Московского государства.
Тем временем в Соловках утвердился новый тип монастыря-хозяйственника, жизнь в котором строилась на общежитийном уставе и участии в труде всей братии. И освящение первой деревянной рдейской церквушки во имя Соловецких святых Зосимы и Савватия свидетельствовало о том, что основатели Рдейской пустыни были знакомы с организацией жизни Соловецкого монастыря и готовы были к реализации этих принципов устава в жизни своей пустыни. Надо полагать, что организация религиозно-хозяйственной жизни и деятельности Соловецкого монастыря была для основателей Рдейской пустыни и её первых насельников непререкаемым образцом для подражания.
Именно это обстоятельство и сложившийся к этому времени ореол славы вокруг имён Соловецких старцев и стали главным мотивом в выборе имени освящения Рдейской церкви в честь основателей Соловецкого монастыря святых Зосимы и Савватия. Эта позиция нашла своё отражение и в том, что все последующие рдейские храмы имели престолы во имя Соловецких старцев. Не последним в выборе названия церкви было слово Новгородского митрополита, по благословению которого освящались и рдейские церкви, и храмы Соловецкого монастыря. Кроме того, алтари всех рдейских церквей были ориентированы не на Восток, а на Север по показанию стрелки компаса, точно на географическое положение Соловецкого монастыря.
Рдейская обитель
Торопецкого уезда?
В книге Л. А. Филипповой «Рдейская пустынь» со ссылкой на «Описание Рдейской пустыни 1768 г. » приводится надпись, которая сохранилась на одном из старых рдейских колоколов. В лето «7198 (1690). Приложи сей колокол в Торопецкий уезд в Лазоревский стан в Рдейскую пустыню к церкви свв. Зосимы и Савватия...».
Современная деревня Лазарево находится в Локнянском районе на левом берегу Ловати, в 15 километрах ниже посёлка Подберезье, на границе Холмского района. Напомним, что по «Описанию 1626–28 годов города Холма и его уезда Дм. Воейкова и Фёдора Протопопова» Холмский уезд включал восемь станов, в том числе и Лазаревский. Однако к середине XVII века административно-территориальное устройство Холмского уезда изменилось. И указанная писцовая книга была последней, где описание Холму даётся под названием уездного города. А во второй половине XVII века Лазаревский стан уже значится в составе Торопецкого уезда.
Изменение административно-территориального устройства объясняется следующими обстоятельствами конца XVI – начала XVII века. Ливонская война, бремя непосильных налогов, длительный экономический кризис конца XVI века (запустело 60% всех пахотных земель), моровое поветрие в Холме (1568–69), голод и чума (1569–71) и другие невзгоды унесли половину населения Северо-Запада, а, следовательно, и Холмского уезда. Начало XVII века оказалось не лучше конца XVI. Пятнадцать лет бед и лишений «Великого смутного времени», «великий глад... померло несказанно» (1601–04), польско-литовская оккупация (1612–17), «великая моча» и морозы (1625–27) погубили посевы, а голод и очередная моровая язва – людей.
По данным писцовой книги 1626–28 годов в Деревской пятине, составной частью которой был и Холмский уезд, осталось чуть больше 15% населения к уровню 1582 года. «Земля стояла непаханой и зарастала сорняками. Запустели мирные сёла, погосты, починки...» и всюду – разрушенные церкви и монастыри. При сложившихся обстоятельствах Холм в тридцатые годы XVII столетия утратил статус уездного города и к середине века стал пригородом Великого Новгорода, т. е. поселением городского типа без уезда, где по Указу Алексея Михайловича (январь 1655 года) была открыта таможня. Та же царская грамота предписывала: «... тот пригород Холм со всеми угодьи взять к Новгороду по-прежнему». При этом станы Холмского уезда были приписаны к соседним уездам. Так Лазаревский стан и оказался в Торопецком уезде.
В конце XVII века пригород Холм известен как посад без уезда с выборным органом самоуправления, каковым была Земская изба во главе со старостой и подчинением Торопецкой уездной воеводской Канцелярии. В этом статусе Холм и оставался до преобразования его в уездный город Псковской губернии в 1777 году.
Архитектурный облик
первых Рдейских церквей
Первая церковь во имя святых Зосимы и Савватия сгорела в 1699 году, а вторая, Преображенская, построенная в 1699 году, была разобрана по ветхости в конце XVIII века. Вопрос заключается в следующем: возможна ли графическая реконструкция архитектурного облика утраченных церквей? К счастью, во Пскове сохранилась до наших дней деревянная церковь во имя великомученицы Варвары, постройки 1618 года, бывшего женского монастыря на Петровском посаде города. Архитектурный облик этого храма новгородско-псковского зодчества даёт возможность составить представление о композиции и внешнем виде утраченных деревянных церквушек второй половины XVII века.
По заключению Н. Ф. Казарина, автора «Спутника по древнему Пскову» (1911 г.), «Варваринская церковь сооружена по типу наших древнейших первоначальных сельских храмов», она срублена из строевых брёвен в виде клети. Клеть – это сруб, конструкция которого образуется положенными друг на друга венцами. Церковь Варвары – редчайший памятник деревянной церковной архитектуры XVII века. В этом году храму исполняется ровно 400 лет. Притом за всё это время церковь ни разу не перестраивалась, заменялись лишь тесовая обшивка и тесовая крыша. Бог уберёг её от пожаров и мятежей, революций и атеистического лихолетья, последней войны и других невзгод.
Вячеслав КОТОВ,
Почётный гражданин города Холма, историк-краевед,
кандидат наук
Фото из Интернета