Если спросить у выпускников детского сада, чего они очень сильно хотят, то услышим, пожалуй, стопроцентный по своей одинаковости ответ: «В школу!» И эти же выпускники, пройдя путь длиной в десятилетие, со слезами на глазах на своей последней школьной линейке, в большинстве своем повторят те же слова.
А 1‑е сентября — знаковая дата, когда порог школы переступают и те, для которых школьный звонок — это точка отсчета, и те, для которых он же — точка в школьной биографии. В этот момент многие, наверное, захотели бы остановиться, задержаться на пороге и оказаться с теми, кто пересекает его в противоположном направлении. Вот такой особый день, причем для всех, кто живет в особом мире, называемом школой.
Три кита
С большой долей объективности можно утверждать, что школьный мир держится на трёх китах, без которых само существование школы теряет всякий смысл.
Когда я получала свой первый учительский опыт, который, как известно, безоблачным не бывает (на то он и первый), Михаил Акимович Баранов, директор моей родной Угловской школы, в ответ на мои возмущения в адрес ну очень досаждавшего мне семиклассника сказал мудрые слова:
— Все правильно, очень вас понимаю, но он — ученик, а школы без учеников не бывает...
Не бывает ее и без двух других китов, на которых держится школьный мир, — родителей и педагогов. И, как положено, в мире этом есть свои правила, рабочие моменты, поощрительные и ругательные линейки, сбор макулатуры, соревнования между классами и, разумеется, праздники, главный из которых, как ни крути, все-таки День знаний. Насколько соскучились представители «китовых» династий друг по другу, что чувствуют в преддверии очередного Первого сентября, узнаем прямо сейчас.
Школьный сериал, или Мой друг Ваня и все-все-все
Анастасия Кутукова, выпускница школы поселка Котово:
— В этом году для меня 1‑е сентября — день особенный, потому что это последняя моя первосентябрьская линейка, но я жду этого дня, как и всегда, потому что многие друзья ещё до сих пор в отъезде, и встретимся мы именно в школе.
— Получается, место встречи изменить нельзя?
— Да, наверное... Думаю, школа и в дальнейшем останется нашим местом встречи. Ещё я точно знаю, что раньше хотелось побыстрее повзрослеть и быть независимой, как точно осознаю, что буду скучать по школе. Вообще не представляю, как новогодняя сказка обойдется без нашего класса, кто будет в агитбригаде.
Хоть Настя и не призналась в ходе беседы, но чувствовалась лёгкая нотка ревности по отношению к тем, кто сменит их уже на следующий год, кто будет участвовать в школьных концертах, праздниках, кто будет играть в следующих сериях школьного сериала, о котором она сказала так:
— Жаль, что для нас этот сериал не бесконечный, я бы посмотрела его ещё раз!
Немного другая, почти философская, позиция у Ивана Ферапонтова, выпускника второй школы г. Окуловка:
— Сейчас мне трудно сказать, что я чувствую, оглядываясь, как вы говорите, на школьную жизнь... Думаю, должно пройти время, и тогда, конечно, все будет видеться по-другому.
На вопрос о скорой разлуке с одноклассниками Ваня тоже ответил вполне философски:
— Не хочу загадывать, но надеюсь, что мы будем видеться.
А одноклассник Ивана Дима обозначил эмоциональную сторону вопроса об альма матер просто и ясно:
— Школа — это мой друг Ваня и все-все-все!
Готовность номер один!
Родители первоклассников — особый контингент, потому как сами они в большинстве немногим отличаются от вчерашних учеников. Сейчас для них наступило время почувствовать себя в новом качестве. Именно у них — готовность к школе номер один! О тонкостях подготовки рассказала мама будущего первоклассника Ильи Юлия Герасимова:
— В наших сборах в школу была задействована вся семья, перемерен сто один портфель, взяты штурмом все магазины, протестированы линейки, ручки и прочие школьные принадлежности, и вот, наконец, все собрано, осталось, наверное, только букет купить..
Конечно, эти родительские приготовления понятны, но помимо материально-покупательного аспекта семья Ильи не забыла и про эмоциональный:
— Мы часто разговаривали и разговариваем про школу, и сам Илья пересмотрел весь интернет с роликами про школу, где дети его возраста и постарше рассказывают школьные истории. Как бы то ни было, но в школу он хочет, и сам говорит об этом.
Но если у первоклассных мам и пап школьная азбука ещё впереди, то родители выпускников, прошедшие её «от а до я», переживают и тревожатся совсем по другому поводу.
Светлана Ферапонтова:
— И нам, и детям нашим, и нашим дорогим учителям предстоит волнительный год... Смотрю на своего сына, понимаю, что и он, и все его друзья выросли. Хочется, чтобы все у них сложилось, чтобы они достойно прошли финишную прямую чтобы так же продолжали дружить и друг с другом, и с учителями.
— Может, хочется отмотать плёнку назад?
— Нет, я понимаю, что все должно идти своим чередом, дети уходят, они должны улететь из гнезда, это закон жизни, и принимать это нужно как данность. А мы их всегда поддержим.
Ещё хочется поддержать наших учителей и сказать им, что они — лучшие, как были лучшими и мои учителя: Раиса Петровна Васильева, уроки истории которой до сих пор помню, Ольга Фёдоровна Владимирова, у которой биологию нельзя было не знать. Всем нашим учителям, учителям наших детей — большое ученическое и родительское спасибо!
Задачи с тремя неизвестными
Почетные виновники первосентябрьского торжества — учителя — люди, на плечах которых весь непростой образовательный процесс. Существует мнение, что случайных людей в школе быть не может. Все «случайные» исчезают за год-два. Это и проверенный факт, и многолетние наблюдения тех, кто не одно десятилетие посвятил школе.
Людмила Петровна Матвеева, учитель Угловской 8‑летней школы:
— Не справиться таким людям с поставленной задачей, в которой бывает по три неизвестных. А учителям приходится решать их по нескольку раз в день.
Кстати, из класса Людмилы Петровны целых четверо учеников решили связать часть жизни с педагогикой, трое работали в родной школе после получения диплома. Что это? Учительская харизма, внушение или глубокий профессионализм, который делает стезю учителя притягательной? Одно я знаю точно: методикой Людмилы Петровны, своей учительницы, я пользуюсь беспроигрышно: объяснил — повтори три раза! А в университете меня этому не учили..
Не раз приходилось слышать от «неслучайных» людей: «Что же это за место такое, откуда не уйти? Тянет обратно, как магнитом». И у каждого педагога свой ответ.
Ольга Балдина, учитель истории школы п. Угловка:
— У меня была не одна, а целых две определенно чёткие мечты относительно профессии: либо следователь, либо учитель, причем обе профессии примерно идентичны, потому что в школе тоже часто проводим следственные работы: кто что не выучил и почему... Правда, о выборе жалела не раз: только начнешь спокойно работать, то новые стандарты, то новые программы, то по ЕГЭ двойки у моих учеников. Только эти настроения быстро проходят, особенно когда на смену неудачам приходят удачи, когда входишь в класс, а там 20 улыбающихся учеников поднимают твое настроение, и всё вроде бы опять хорошо.
А ещё в детстве у будущего педагога была любимая игра: все тетради разлиновывались под журнал, а восьмилетняя Ольга Анатольевна представляла себя строгим учителем, и оценки в первый свой учительский «документ» ставила «абсолютно непредвзято»: с кем дружила — пятерки, кто не нравился, тот получал двойки.
Есть и другие примеры, «от противного», когда попав в профессию случайно, оставался в ней навсегда. Светлана Туманова после школы поехала поступать в Ленинградский промышленно-экономический техникум, но, приехав на время домой в Угловку, случайно встретила небезызвестную уже Ольгу Анатольевну, свою одноклассницу, которая сказала следующее: «Света, ты детей любишь, пойдем со мной в педагогический!» Казалось, где педагогический, а где промышленно-экономический, но слова Ольги Анатольевны имели судьбоносное действие. И теперь Светлана Владимировна, учитель технологии всё той же Угловской школы, все-таки попробовав пару раз сменить учительский кабинет на более перспективное пространство, окончательно для себя решила:
— В конце концов, поняла, что в школе трудно, но без школы ещё трудней, без неё не могу... Видимо, так и понимается, что такое призвание. И 1‑е сентября для меня — действительно праздник, которому рада.
Ну а я, будучи сама учителем и мамой выпускника, все-таки думаю, что 1‑е сентября — это самый лучший день. Потому что до экзаменационного периода ещё целый учебный год и страшное слово «ЕГЭ» всего лишь на горизонте, потому что твой собственный выпускник ещё находится по одну сторону школьного порога с тобой. А ещё потому, что новый учебный год — это по определению что-то новое, а значит, интересное. Так что новый сезон открыт и добро пожаловать!
Юлия ПРЯДЕИНА
Фото из личного
архива автора