Вторник, 22 октября 2024

Редакция

О профессии и о себе в профессии

сегодня рассказывают педагоги – участники конкурса «Учитель года-2018», прошедшего этой весной

Любовь ИВАНОВА, учительница начальных классов школы № 4:

«Я выбрала самую замечательную, благородную и благодарную профессию»

– К моменту окончания школы (чтобы не испытывать потом разочарования) задаёшь себе вопросы: что мне хочется? что мне нравится? В начале жизненного пути ответить на них трудно. Но мне повезло: ещё ученицей первого класса я была очарована своей первой учительницей – Ольгой Владимировной Студенцовой. Мне хотелось быть похожей на неё, дома я часто играла в школу, представляя себя учительницей. И со временем эта мечта меня не покинула: после Боровичского педагогического училища я вернулась в свою родную школу в новом качестве – учителем. Я была уверена, что выбрала самую замечательную, благородную и благодарную профессию. Очень трудную и очень интересную.

Я люблю свою профессию за мудрость, которой она наделяет меня с течением времени, заставляет двигаться вперёд и постоянно учиться и развиваться, ведь только тогда я буду интересна своим ученикам. Осознав всё это и проработав в школе 11 лет, я поступила в Новгородский университет и успешно его окончила. Моя профессия многогранна: учитель одновременно и актёр, и режиссёр, и психолог. Нам необходимо найти путь к сердцу каждого ученика – без этого нельзя. Сложно чему-либо научить, если тебе не доверяют.

Любовь – важное качество моей работы. Прежде всего, любовь к детям. Ведь именно она даёт силу выдерживать многие трудности повседневной жизни. Любовь к жизни – без оптимизма в школе сегодня не выжить. Любовь к труду. Профессия учителя подразумевает ежедневную упорную работу. В своих учениках я стараюсь воспитать любовь к родному краю, приучаю к труду, учу быть добрыми и заботливыми к окружающему миру.

Использование компьютерных технологий, участие в различных мероприятиях – эффективный способ заинтересовать ребят. Моя задача как педагога – увлечь и заразить детей, показать значимость их труда и вселить уверенность в их силах. Развитие ребёнка, совершенствование его лучших качеств может проходить только в деятельности. Поэтому ведущей идеей моего педагогического опыта является выбор наиболее эффективных технологий, средств и форм организации совместной деятельности учителя и ученика.

Мне повезло: я работаю в коллективе мудрых и опытных педагогов, которые готовы оказать помощь в любой ситуации. Мои коллеги – мои единомышленники, мне есть с кого брать пример. Работая в начальной школе много лет, я определила для себя несколько важных принципов. Каждый ребёнок должен иметь успех – каждый его маленький успех порождает большой успех в жизни. Каждый ребёнок – личность, и важно её развивать, а не подавлять. Каждый ребёнок талантлив, но талантлив по-своему, и учителю нужно только помочь ему раскрыться.

Каждое утро я иду на работу с радостью, потому что знаю: мои школьные дети меня ждут. Они открывают для себя мир, а вот каким они его увидят – жестоким или милосердным, равнодушным или увлекательным, во многом зависит именно от меня. А вечером я тороплюсь домой, потому что там ждёт меня моя семья. Это моё счастье, моя гордость, моя поддержка и опора.

Оглядываясь назад, я понимаю, что выбор профессии был сделан не случайно. Общаясь с учениками, оценивая результаты своей работы, я получаю огромное удовольствие от того, что делаю. Если б можно было всё начать сначала, я вновь сделала точно такой же выбор.

Роман АФАНАСЬЕВ, учитель истории и обществознания школы № 2, победитель конкурса «Учитель года-2018»:

«Мне нравится вместе с детьми искать ответы на сложные вопросы»

– Желание посвятить свою жизнь школе пришло ко мне, по-видимому, генетически – мама была учительницей английского языка. На исторический факультет Новгородского университета я поступил, даже не заметив – как. Но вот мои однокурсники, когда я, окончив вуз с красным дипломом, сказал, что буду работать в школе, очень удивились.

Хотя и мне было не по себе, когда впервые довелось стать классным руководителем и отвечать за все-все стороны жизни двадцати с лишним шустрых, шумных, сообразительных там, где не надо, но, как выяснилось позже, «на лицо ужасных, но добрых внутри» сорванцов. Теперь я понимаю, что День защиты детей – это и мой праздник, потому что я должен стараться оберегать их от всяческих невзгод и, когда надо, ставить на место, потому что наша задача – вырастить достойных граждан, чтобы они не пострадали от тех проблем, с которыми им придётся встретиться в жизни.

В сфере моих увлечений книги – фэнтези, русская классика и, что естественно для историка, – книги из серии «Жизнь замечательных людей». В свободное время, которое бывает у меня иногда, я зависаю на сайте любителей фантастики, и это делает жизнь более разнообразной. Мою любимую музыку (инди-рок и гаражный рок) лучше не слушать – она вам не понравится. Почти вся школа знает, какая у меня любимая футбольная команда.

А теперь всё-таки о более серьёзных вещах. Своим девизом я избрал фразу, произнесённую когда-то Конфуцием: «Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения – опасно». Хотя, конечно, вряд ли мы от каждого ребёнка добьёмся воплощения всех замыслов ФГОС, чтобы вот эта фраза философа была реализована полностью и без оговорок. Волей-неволей любому учителю приходится проявлять такие качества, как трудолюбие: (контрольные, уроки, ВПР (всероссийские проверочные работы – Ред.), подготовка туда, подготовка сюда); коммуникабельность; доброжелательность (даже если хочется во время урока убить кого-нибудь стулом).

Как учителю общественных дисциплин приходится уделять огромное внимание воспитанию патриотизма. В принципе, главное, чтобы люди перестали использовать словосочетание «эта страна», заменив его словами «наша страна». Естественно, необходимо и воспитание правовой культуры, чтобы детишечки разбирались не только в своих правах, но и знали свои обязанности, не запутывались в обилии сомнительных вещей, которые поджидают их за порогом школы. Дети должны уметь мыслить, отличать чёрное от белого, но и понимать, что палитра цветов только чёрным и белым не ограничивается.

Обидно будет, если человек так и проведёт всю свою жизнь, ни разу не задумавшись над тем, о чём с ним говорили на уроках.

Лариса СИКОВА, учительница химии, биологии и географии Большевишерской средней школы:

«В мир знаний, мои дети, проходите, моя наука – не такой уж страшный зверь»

– Я росла увлекающимся ребёнком: занималась то фотографией, то художественной самодеятельностью, то рукоделием, деревенская жизнь (родилась в Поддорском районе) подразумевала ещё и массу работы по хозяйству. Но несмотря на всё это разнообразие, ещё в детстве (примером стала любимая бабушка) я решила быть учителем. Единственное, что оставалось, – определиться с профилем. Поступила на факультет естественных наук НовГУ, прошли пять лет зубрёжки систематики на латыни, изучения анатомии всего, что движется и не движется, необъятное число лабораторных работ, удачных и не очень экспериментов, полевые практики – и вот он – заветный диплом. Между делом получила ещё и корочки портного, флориста, продавца-кассира. И все они мне в жизни пригодились.

Из нашего потока немногие связали жизнь со школой, в основном из-за маленькой зарплаты. Но как только появилась возможность пойти в школу, я это сделала и попала в новгородскую 13-ю школу. Биолог там был, химик тоже, а вот технологию девочкам преподавать было некому. Попробовала. А из декретного отпуска вернулась уже учителем биологии, потом с головой ушла в царство пробирок, реактивов и формул – стала вести уроки химии. На базе школы существует комплекс инновационного развития, мы на себе испытывали все новшества системы образования. Это дало замечательный опыт. Параллельно мы упорно боролись за экологию, участвуя в акциях «Чистый берег».

В 2015 году я перебралась в Малую Вишеру. Было немного страшно после 20 лет, прожитых в одном городе, но я решилась. И вот уже три года я работаю в небольшой и очень уютной школе. Коллектив – почти семья, каждый поддержит, протянет руку помощи. За каждого ребёнка у нас болеют всей душой, проблемы сложных семей знают не понаслышке, а потому что живут по соседству.

Формировать личность – большая ответственность. Поэтому я так радуюсь достижениям своих детей и переживаю, если они терпят неудачу. Если беру на себя классное руководство, то стараюсь стать для детей классной мамой, быть в курсе их забот. Педагогическое кредо – учитель должен стать для учеников и их родителей лицом доверенным, только тогда он сможет в полной степени взять на себя ответственность за нравственное воспитание ребёнка. Стараюсь ему следовать.

Я постоянно что-то творю, через всю жизнь пронесла любовь к рукоделию. Когда появилась доченька (есть ещё два сыночка), здорово пригодилось умение шить, вязать крючком и на спицах. Обожаю разводить цветы дома и на клумбах, делать из них композиции. Недавно появилось увлечение кулинарией – очень нравится печь торты. Самое необъяснимое увлечение – стихи, которые рождаются не по заказу, а под настроение, или – по заказу, когда надо сочинить какой-нибудь сценарий.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Фрезерование примыканий на перекрёстке к улице Пионерской

На финишной прямой

Холмичи с нетерпением ждут завершения ремонтных работ на центральной улице города

Поля дарами кормят нас

В воскресенье, 13 октября, свой профессиональный праздник отметили работники сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Осень подводит итоги

На календаре День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Пришло время подводить итоги сельскох...

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА