Суббота, 26 октября 2024

Редакция

Дорога к дому

Разбитые, непроезжие дороги — одна из проблем, волнующих жителей не только отдалённых деревень, но и крупных населённых пунктов района.

Только в районном центре Парфино с десяток улиц, где требуется ремонт дорог. На слуху переулок Трудовой, улицы Трудовая, Пушкина, Братьев Плотниковых, Космонавтов, на которой, кстати, выделяются земельные участки молодым и многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство, и другие. В ужасном состоянии дороги на деревни Юрьево и Кузьминское, по которым, не говоря о рейсовых автобусах, ходят и автобусы, доставляющие детей в школы.

О том, сколько лет и как решали проблему с ремонтом дороги, рассказали в письме в редакцию и жители деревни Любохово Федорковского сельского поселения — Г. И. Шапкина, Н. И. Тимофеев, И. Н. Кондратьева, О. Г. Белинский, Г. Н. Михайлов, С. В. Нестерова, А. А. Безденежных, С. В. Мартынов, А. С. Мартынов. Публикуется в сокращённом варианте.

Предыстория

«Трудности с проездом по дороге мы, граждане, проживающие в деревне Любохово, начали испытывать с 2000‑х годов. Любой хороший дождь превращал часть дороги, особенно в деревне, в непролазное болото. Сопровождение проезжающих автомобилей «толкачами» с лопатами стало обязательным ритуалом. Положительным моментом было то, что люди в деревне вынужденно познакомились и подружились, отрицательным — дополнительно требовался ремонт автомобилей.

Дорога регулярно «ударяла» по нашему карману и портила тот приподнятый настрой, который нам дарило общение с природой и людьми в нашей деревне. Та же история была зимой, потому как последний грейдер в этот период видели в деревне в 2001 году. Снегопад не только украшал своим снежным обилием леса и поля, но и отрезал путь в деревню. За хлебом в соседний населённый пункт за 2,5 км, через сугробы, снаряжали ходока. Всё бы ничего, но в деревне оставались три пенсионера, и самому здоровому ходоку было порядком за 70 лет.

Реальный страх остаться без помощи зимой вынудил людей оставить деревню. Все испытывали какое-то чувство вины за то, что деревня брошена на произвол судьбы. Мы, собравшиеся волей судеб в одной маленькой деревне, независимые друг от друга ни в чем, вдруг почувствовали какое-то странное ощущение утраты чего-то важного и ценного для наших душ. Дорога, а точнее бездорожье повлияло на наши решения. Таскать в дождь и слякоть машину соседа не отказались, но постарались сделать дорогу сами. Ямы, которые мы лопатами засыпали песком, землей и битым кирпичом, собранным со всей деревни, решили проблему на несколько лет. Да и то благодаря тому, что не было проливных и затяжных дождей. Пошли дожди, ямы на дорогу вернулись.

Понимая, что «лечить» дорогу нужно иначе, обратились к главе Федорковского сельского поселения тогда ещё Б. А. Степанову. Он выслушал наши доводы, без всяких бумаг, и сказал, что решит этот вопрос. Зимой, в декабре 2012 года появилась расчищенная дорога, что сохраняется и до сих пор. А отремонтировать дорогу Борис Алексеевич пообещал летом. Наша радость была недолговечной, потому как в следующем году дорога перешла в ведение муниципального района.

В 2013 году началась переписка с муниципальными властями. Мы писали письма, получали ответы — обещания три года, с этим крепла наша вера в то, что мы правильно понимаем задачи власти по содержанию дорог. Затем, как в поговорке (или в ментальности?) получили письмо, что виноват подрядчик, который отказался от исполнения договора по ремонту дороги. Следуя формальной логике, что закон для всех един, написали в прокуратуру, как органу, контролирующему их исполнение. Сказать, что это сработало сразу, нельзя. Единственной искрой надежды в ответе была строка, что администрация от прокуратуры получила официальное письмо с требованием устранить нарушения закона.

Наступила весна 2017 года, которая воодушевила нас своими красотами и безудержной силой вешних вод, заполнивших ямы и колеи ставшей такой родной дороги. Ликбез по законам от прокуратуры не прошел для нас даром. Мы напомнили ей и получили ещё одно письмо знакомого содержания — ремонт дороги взят под контроль.

Поскольку дорога до деревни и в самой деревне находятся в ведении разных уровней власти, то летом 2017 года мы обратились с письмом к главе сельского поселения. Он принял письмо, выслушал, приехал к деревне, не заезжая в нее (грязь была непролазная после дождей), поговорил с нами. Воодушевленные его словами и вниманием выразили ему своё искреннее уважение, оставшись с надеждами на ремонт дороги.

Дорогу до деревни по требованию прокуратуры отремонтировали в ноябре 2017 года, правда, не всю. В деревне же пришлось своими силами положить по ямам с грязью гать, а потом снова написать письмо, в феврале 2018 года, главе сельского поселения с просьбой о ремонте дороги. Ответ пришел вовремя, но озадачил аргументами. Оказывается, ремонт дороги делается там, где есть «социально значимые объекты», а нам ремонт не планируется. Пытаясь ответить себе на вопрос — относится ли наша любимая деревня к социальным или к значимым объектам, мы пришли к заключению, что её, кроме нас самих, никто так не любит, как мы сами, она для нас значима. Это придало уверенности, и мы опять пошли по пути известному: письмо главным знатокам закона — в прокуратуру, с просьбой защитить наши права перед администрацией сельского поселения. Понимая, а точнее — зная, что и это обращение в прокуратуру может ждать судьба предыдущего, мы решили «подстраховаться» и напомнить о себе главе района, тем более что только что состоялись выборы.

Прошло две недели, звонит заместитель главы, ответственный за дорожное хозяйство, объяснили ситуацию. Последовал вопрос, какой участок дороги для нас важнее? Ответили — по деревне. Через два дня в деревне появилась техника, а после обеда — дорога! По самому болоту! И теперь, въезжая в деревню, машина не «ныряет» по ямам и ухабам, рискуя что-либо оторвать или «сесть», а в душе — радость и благодарность. Властям!

Галина Ильинична Шапкина, не веря своим глазам, сказала: «Неужели же наши власти про нас вспомнили?». Мы теперь понимаем, что это значит для души — «дорога к дому».

Послесловие

Да, эти власти просто не забывают малую Родину, потому что любят свою «ухожу». Услышали нас и решили нашу проблему, в самом важном для нас месте, без волокиты. И письмо нам написали, в котором сказано, что дорога не вся отремонтирована, в следующем году будет продолжен её ремонт. Такой власти мы не видели, не ощущали, но хотели её и ждали.

Мы, жители деревни Любохово, искренне благодарны главе Парфинского муниципального района Елене Николаевне Леонтьевой, заместителю главы администрации Александру Викторовичу Залогину, а также администрации Федорковского сельского поселения за ремонт дороги в нашей деревне. За внимание к нам».

Подготовила
Людмила НОВОЖИЛОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА