«Асфальт сошёл вместе со снегом». Эта фраза давно стала общим местом и обязательно звучит, когда речь заходит о состоянии дорог после зимнего сезона. А как на самом деле пережили зиму маловишерские дороги, отремонтированные в 2017–2018 годах и находящиеся на гарантийном обслуживании, в начале апреля проверяли комиссии с участием подрядчиков, заказчиков ремонта и журналистов.
Правда, первый маршрут пролёг к дороге, которая асфальта никогда не видела и на него не рассчитывает. Подъезд к деревне Большое Лановщино относится к четвёртой категории дорог. Протяжённость участка 1 км 386 м. ООО «Вишерстрой» (генеральный директор Нуцал Муртазалиев) прошлой весной отремонтировало эту грунтовку и до конца мая 2020 года будет осуществлять её гарантийное обслуживание.
Даже в пору традиционной для наших мест распутицы участок сельской дороги сразу произвёл хорошее впечатление. Трубочка с оголовками (её тоже ремонтировали) в надлежащем состоянии, вода из ручья легко уходит через неё, размывов нет. Но ближе к Лановщино комиссия обнаружила то, чего на дороге не может быть по определению: аккуратные штабеля леса по обеим сторонам. После закрытия дорог древесину в сторону города явно не вывозили, но тот участок, где производилось складирование, машины полностью размесили.
В акте обследования подрядчику рекомендовано после высыхания грунта провести грейдирование дороги. Отдел градостроительства и дорожного хозяйства, в свою очередь, установит, кто складирует лес на обочинах, и обяжет лесозаготовителя убрать древесину и произвести ремонт разбитого участка.
В городе новгородская фирма «СтройКапитал» (генеральный директор Александр Образцов) поздней осенью занималась ремонтом Ленинградской улицы от пересечения с Некрасова и до конца (970 м) — также в грунтовом исполнении. Но это только так говорится — ремонтом. Ездить по улице многие годы можно было только зимой. Один из местных жителей позднее рассказывал, что ему от работы до дома по прямой чуть больше километра, но добираться приходилось на велосипеде и в объезд. Жители время от времени пытались чем придётся засыпать бесчисленные ямы, но без видимого успеха, а в конце улицы дороги попросту не было — сплошное болото. Утрамбованные песок и гравий ситуацию решительно изменили: в шутку ли, всерьёз, местные жалуются, что таксисты по их тихой прежде улице теперь носятся днём и ночью, а это верный признак. Дорога на гарантии до конца августа 2020 года. В акте обследования указана необходимость грейдирования после высыхания грунта.
На части улиц Володарского (322 метра), Гагарина (348 м), Кирова (950 м), Пушкинской (403 м) в прошлом году проводился ремонт асфальтового покрытия. Повсюду, отметили члены комиссии, оно перезимовало нормально и находится в удовлетворительном состоянии. Минимальные раскрошившиеся участки нашлись на Гагарина и Пушкинской, они должны быть приведены в порядок до конца июня. В эти же сроки по гарантии «СтройКапитал» проведёт заливку разошедшихся разделительных швов битумной эмульсией. Эти дороги на гарантийном обслуживании будут находиться до осени 2020 года.
В Большой Вишере в 2018 году «СтройКапитал» занимался разворотной площадкой у автобусной остановки (асфальт) и частично улицами 1-й и 2-й Советскими (песчано-гравийное исполнение). По ночам в начале апреля были вполне серьёзные морозы, поэтому досконально оценить состояние грунтовых дорог оказалось достаточно сложно. Но в актах обследования указано, что после высыхания дорог, если такая необходимость возникнет, отремонтированные участки будут грейдированы.
Больше замечаний нашлось к состоянию Ленинградской улицы в Грядах, которую ремонтировал «Доркомсервис», — продольные и поперечные трещины в асфальте есть во многих местах. В мае-июне этого года они должны быть залиты битумной эмульсией.
Многострадальная дорога между Большой и Малой Вишерой целью инспектирования в тот день не являлась — она находится в ведении «Новгородавтодора», а не муниципалитета. Но как раз к ней-то расхожая фраза насчёт снега и асфальта подходит больше всего. Дороге всего четыре месяца отроду, но они дались ей с большим трудом при в общем-то невысокой транспортной нагрузке. Не обязательно быть крутым экспертом, чтобы заметить: асфальт везде разного качества. Кое-где он уже активно выкрашивается: похоже, битума маловато. А ещё (опять-таки, похоже!) подтверждается предположение, что изначально было предусмотрено недостаточное количество материалов для восстановления асфальтового покрытия на этом донельзя разбитом направлении — кашу по тарелке в семь километров размазали слишком тонким слоем. Впрочем, есть надежда, что мы ещё узнаем авторитетное мнение специалистов по поводу этой дороги и самой идеи декабрьского ремонта.
А теперь, пожалуй, стоит возвратиться к тому, с чего начали: «асфальт сходит вместе со снегом». Почему? Аргумент «в советское время строили лучше» — не самый серьёзный. В Вишере живы и вполне здравствуют люди, которые помнят, как по нашим улочкам ездила одна-единственная полуторка. Нагрузки на дороги за несколько десятилетий возросли в тысячи раз. А основания дорог (там, где они вообще были) остались прежними. Специалисты утверждают, что асфальт трещит ещё и потому, что под ним лежит известковый щебень, срок жизни которого не больше 30 лет. Вряд ли кто заморачивался в те времена и свойствами различных видов песка фильтровать воду. Отсюда проседания грунта.
Узкие улицы старых городов, в свою очередь, невольно провоцируют появление самого частого недостатка дорожного покрытия — расхождения продольных швов. Трещины по осевым линиям есть и на гарантийных дорогах, и на большинстве остальных. Укладывать асфальт по всей ширине проезжей части редко где возможно, швы прочными почему-то не получаются. А вода, как известно, дырочку найдёт: трещины со временем и под воздействием бесконечных переходов температуры через ноль растут и растут. Кстати, в некоторых районах области и в Новгороде, чтобы подольше не тратиться на очередной ремонт дорог, в бюджетную графу «текущее содержание автомобильных дорог» отдельно закладывают средства на заливку битумом продольных швов.
С комиссией дороги осматривала
Валентина БАЗАНОВА
Фото автора