Суббота, 26 октября 2024

Редакция

Будто мы герои какие...

Ветеран Афганистана мог отказаться от службы в горячей точке, но сдержал слово, данное товарищам, и пошёл с ними до конца.

Юлия КУЗЬМЕНКО
Фото автора

В Новгородском районе, по данным, которые нам предоставили в Доме молодёжи, проживают около 160 воинов-интернационалистов, выполнявших свой долг в Афганистане. На рубеже двух дат, 30-летия со дня вывода советских войск с территории Афганистана и Дня защитника Отечества, мне представился случай познакомиться с одним из них. Житель деревни Новая Мельница Павел Николаевич Прядко – ветеран боевых действий, интересный человек и настоящий джентльмен.

С собой в редакцию он принес несколько фотографий. На каждом снимке совсем юные, жизнерадостные парни с автоматами позируют под палящим солнцем. Вот боевые товарищи на фоне вертолета, вот – верхом на БТРах.

– А это мы с ребятами в Лошкарёвке, селение почти у самой границы с Пакистаном, – комментирует Павел Николаевич. – Оттуда в Афганистан поставлялись наркотики, оружие, боеприпасы, а мы эти караваны брали...

В армию Павла и его друга-однокашника Андрея Румянцева призвали после училища. Из Новгородского военкомата новобранцев повезли в Ленинград, оттуда самолетом в Прибалтику, а уже после окончания учебного подразделения Павел с Андреем оказались в «списках на Афганистан».

– Сейчас понимаю, что в каком-то смысле это было мальчишеством. Мы были молодые, горячие, не боялись опасности, не думали о смерти, – рассуждает Павел Николаевич. – Перед самой отправкой в Афганистан умер мой отец. Меня отпустили домой на семь суток, тогда родные узнали, где я буду служить. Маме кто-то подсказал написать письмо Валентине Терешковой, чтобы меня вернули. Уже в Кабуле генерал-лейтенант вызвал к себе со словами: «Собирайся, вечером полетишь в Союз». Но я не мог подвести ребят, написал отказ.

– Жили мы в палатках, вход был с двух сторон. Помещение обогревали буржуйками, освещали керосиновыми лампами. Только под дембель привезли два мощных генератора, – перечисляет Павел Николаевич бытовые условия. – Зато баня хорошая была, из глины. За водой в соседнюю деревню ездили на машине, и обязательно – в сопровождении БТР, чтобы не обстреляли. Для питья использовали только кипяченую воду – заваривали верблюжью колючку, получалось что-то вроде травяного чая. Перепады температуры были высокие. Ночью столбик термометра опускался до минус одного, а днем стояла невыносимая жара. Не поверите, броня разогревалась почти до 80 градусов, невозможно усидеть, но надо...

Среди множества наград на пиджаке Павла Николаевича выделяется медаль «За боевые заслуги». Однако ветеран боевых действий предпочитает не рассказывать, с чем пришлось столкнуться ему и всем, кто выжил в Афгане, скромно объясняя: «А то получится, будто мы герои какие...».

О том, как прошел год службы в Афганистане, в семье Павла Николаевича говорить тоже не принято. Запрет негласный и всем понятный: зачем ворошить тяжелые страницы прошлого, когда нужно жить настоящим и радоваться тому, что даровано судьбой. А в настоящем у ветерана Афганской войны все хорошо. Вместе с супругой Ириной Сафатовной они воспитали замечательных сына Николая и дочку Елену, а сейчас искренне радуются первым успехам троих внучат, которые с удовольствием гостят у бабушки с дедушкой в Новой Мельнице. Мать Павла Николаевича, слава Богу, жива-здорова, в воспитании правнуков принимает самое активное участие.

По специальности Павел Прядко – наладчик технологического оборудования и машинист компрессорных установок. Но, как сам говорит, профессия связана с другим делом. После армии немного поработал на заводе, потом «потянуло за руль», выучился на шофера, постепенно сдал на все категории и по сей день работает водителем.

Есть у Павла Прядко довольно интересное хобби – коллекционирование. Уже много лет он собирает монеты времен СССР. Пятикопеечные, полтинники, рубли и другие, представляющие интерес для владельца экспонаты хранятся в специальном альбоме – каждая в своем кармашке.

Кроме того, почетное место в жизни Павла Прядко прочно заняли автомобили. Как говорилось выше, именно с ними связана его профессия, а благодаря своей целеустремленности и любви к машинам, он собрал внушительную коллекцию моделей отечественных автомобилей в масштабе 1:43. На двух полках в квартире красуются более 80 блестящих точных копий советского автопрома. Среди них знаменитые «Победа», «Чайка», «Волга», «ЗИМ».

– Не хватает только старых советских автобусов, – в голосе собеседника почувствовался азарт.

Может, и хорошо, что автобусов пока недостает. Значит, у хобби есть шанс на продолжение, а у коллекции – на пополнение. Кстати, среди психологов даже бытует мнение, что именно коллекционирование дает человеку возможность отвлечься, расслабиться и разнообразить серые будни. Имея увлечение по душе, легче жить в гармонии с собой. И наш собеседник подтверждает это личным примером.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА