Уже больше месяца по маршруту от районной больницы до ФАПа в с. Успенское регулярно ходит автобус. Мы решили посмотреть, как обстоят дела на «старом новом» маршруте.
Утром 25 июля, купив билет, проехали рейсом в 8.40 до Успенского, а в 9.20 вернулись в город. Длина маршрута в одну сторону — пять километров с шестью промежуточными остановками: двумя на ул. Некрасова, одной на ул. Октябрьская и тремя на ул. Гагарина. От первой остановки «Больница» ехали вдвоём — я и водитель. Возле Сбербанка подсели две пожилые женщины, вышедшие на перекрёстке улиц Гагарина и Иванова. В самом Успенском автобус никто не ждал, и, простояв 20 минут, он ушёл обратно по расписанию с единственным пассажиром. На промежуточных остановках желающих уехать в город не было.
Водитель Анатолий Николаевич пояснил, что это обычная картина. Людей мало даже с утра, а во второй половине дня нет совсем. Редкое исключение — дни выдачи пенсий в Успенском и Сябреницах, когда пожилые люди едут в город за покупками.
В ожидании обратного рейса мы заметили неподалёку от остановки главу Успенского поселения Сергея Шуткина и, конечно, не могли не поинтересоваться его мнением, почему рейс, восстановления которого некоторые жители добивались несколько лет, не востребован. По мнению Сергея Михайловича, люди отвыкли регулярно пользоваться общественным транспортом. Возможно, просто нужно время, чтобы сформировался устойчивый пассажиропоток.
Мы попросили прокомментировать ситуацию и руководителя ООО «Экипаж» Андрея Гевейлера. Он пояснил, что маршрут, закрытый несколько лет назад по причине отсутствия пассажиропотока и убыточности, открыт вновь в связи с жалобами жителей села Успенское и деревни Сябреницы, а также по личной настоятельной просьбе главы района Николая Хатунцева. Предприятие в будни выполняет семь рейсов в день: два до Карловки и ещё пять до Успенского. С этой целью регулярно по расписанию ходит недавно приобретённый 16-местный микроавтобус «Форд Транзит». Стоимость билета — 30 рублей. За время работы накоплена определённая статистика. На круг (туда и обратно) редко бывает более пяти пассажиров. Хотя для того, чтобы маршрут окупался, нужно, чтобы салон в каждой поездке был заполнен хотя бы наполовину. Дневная выручка — в среднем от 300 до 500 рублей, а только на ГСМ уходит около двух тысяч. Получается, что маршрут убыточен.
— По сути, пока мы занимаемся благотворительностью, а нередко просто возим воздух, — говорит Андрей Александрович. — Это при том, что наблюдается спад перевозок и на других маршрутах из-за коллективных отпусков на ОАО «Энергомаш» и ООО «ЮПМ-Кюммене Чудово», каникулах в техникуме и других образовательных учреждениях. Если мы знаем, что в сентябре на маршруте «Больница – Восстание» людей точно станет гораздо больше, то надежда на рост пассажиропотока до Успенского и обратно с началом сентября слабая.
Подводя итоги, можно сказать следующее. С одной стороны, маленькое автопредприятие с небольшими доходами не может себе позволить работу в убыток. С другой — как быть жителям Успенского и Сябрениц, большинство из которых пенсионеры с низкими доходами, не имеющие личного транспорта? Ведь дойти до центральной части города пешком здоровье уже не позволяет. Возможно, выход будет найден в диалоге между предприятием, с одной стороны, региональными и муниципальными властями — с другой.
Александр ЕРОХИН
Фото автора