С 2019 года в нашем районе реализуется национальный проект «Образование».
Об актуальных задачах обновления содержания и повышения качества образования шла речь и на районной педагогической конференции, которая традиционно проходит накануне нового учебного года.
В работе конференции приняли участие заместитель главы администрации района Нина МИХАЙЛОВА, представители общественных организаций, руководители и педагоги образовательных организаций, социальные партнёры. Нина Александровна поблагодарила педагогов за достигнутые результаты по итогам 2018/19 учебного года и обозначила стратегические цели сферы образования на новый учебный год, а также вручила награды министерства образования Новгородской области и администрации района 23 педагогам, добившимся наиболее высоких результатов в педагогической деятельности.
С установочным докладом по актуальным направлениям развития системы образования района выступила председатель комитета по образованию Ирина ДЕРИБАС, которая отметила, что в этом учебном году образовательная деятельность будет строиться на внедрении национальной системы профессионального роста учителей и цифровой образовательной среды.
Вашему вниманию предлагаем наиболее важные темы, которым было посвящено выступление председателя профильного комитета.
Дошкольная подготовка
В целях предоставления населению дошкольного образования в 2018/19 учебном году в районе функционировали семь образовательных организаций. Всего программами дошкольного образования было охвачено 768 детей.
Особенностью, характеризующей состояние сети дошкольного образования района, являлась низкая наполняемость групп в сельской местности, и эта тенденция с каждым годом усиливается. Во всех дошкольных группах при общеобразовательных учреждениях среднегодовая численность составила менее десяти детей, что обусловило значительные трудности в организации образовательного процесса и создании условий для функционирования.
Приоритет нового учебного года направлен на обеспечение качества дошкольного образования через реализацию как основных, так и адаптированных образовательных программ в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Общее образование
Доступность получения качественного образования в прошедшем учебном году была представлена пятью общеобразовательными организациями, имеющими три филиала, в которых обучалось 1189 человек.
На протяжении последних пяти лет наблюдается снижение количества учащихся, получающих среднее общее образование. Большинство выпускников 9‑х классов отдали предпочтение получению среднего общего образования в организациях профессионального образования.
По результатам государственной итоговой аттестации из 113 выпускников 9‑х классов аттестат об основном общем образовании получили 112 выпускников. Один учащийся сдаст экзамены в дополнительный сентябрьский период.
Анализ качественной подготовки к экзаменам выпускников 9‑х классов показал, что из 11 сдаваемых предметов по 9 ребята продемонстрировали в среднем знания на отметку «4», а по биологии и обществознанию средний показатель по району составил отметку «3». Максимальный балл на основном государственном экзамене по русскому языку получили учащиеся педагога Демянской средней школы Натальи Николаевны МИХАЙЛОВОЙ.
Что касается среднего общего образования, то здесь достаточно высокий уровень знаний продемонстрировали выпускники учителя Демянской средней школы Елены Ивановны ГЕРАСИМОВОЙ, которые набрали 20 максимальных баллов на экзамене по математике базового уровня.
Высокие баллы: 80 баллов и выше на едином государственном экзамене получили два ученика по русскому языку. Это выпускница Ямникской средней школы, которая набрала 91 балл, ее учителем являлась Вера Степановна ОМЕЛЬЧЕНКО, а также выпускница Демянской средней школы, получившая 85 баллов, учитель — Татьяна Михайловна ПАНОВА. Выпускница учителя Демянской средней школы Марины Анатольевны СМИРНОВОЙ получила на ЕГЭ по обществознанию 87 баллов из 100 максимально возможных.
К сожалению, низкий качественный уровень подготовленности к ЕГЭ продемонстрировала учащаяся Лычковской средней школы, не преодолевшая минимальный порог по математике, что стало причиной неполучения аттестата о среднем общем образовании.
Несмотря на имеющиеся проблемы и трудности, всё-таки высоким достижением учебного года являются полученные аттестаты, в которых — только отличные отметки. Из 114 выпускников 9‑х классов аттестаты с отличием получили пять человек, все они выпускники Демянской средней школы.
Патриотическое воспитание
Результататом работы по нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся является результативность участия ребят в конкурсах областного и всероссийского уровней. Так, учащиеся Ямникской средней школы стали финалистами всероссийских конкурсов «Наша история» и «Если бы я был Президентом». Подготовила этих ребят учитель математики Ямникской средней школы Татьяна Николаевна ГАЗМАН.
В прошедшем учебном году семья учителя Лычковской средней школы Виктории Сергеевны Мельниковой стала победителем заключительного очного этапа областного конкурса проектных работ обучающихся «Изобретая будущее». Жюри конкурса рекомендовало подать данный проект на грантовую поддержку по благоустройству сельских территорий.
Благодаря Сергею Алексеевичу и Наталье Александровне ИГОЛКИНЫМ, в Лычковской средней школе поддерживается возможность участия учащихся школы в историко-патриотическом конкурсе исследовательских работ. В прошедшем учебном году учащаяся школы стала победителем третьего районного этапа конкурса и за победу была награждена поездкой в Санкт-Петербург к историческим местам.
Ещё одним достижением наших педагогов стало вручение Благодарственного диплома Академии народной энциклопедии учителю Лычковской школы Ирине Ивановне РЕВЧУК за организацию и активное ведение инновационной деятельности, в частности — за участие учащихся школы в реализации Общероссийского инновационного проекта «Моя Россия».
Обучающаяся Лычковской средней школы стала участницей 4‑й смены программы военно-исторических лагерей «Страна героев» по направлению «Защитники» в городе Евпатория.
С целью повышения роли добровольчества (волонтёрства) учащиеся всех школ района принимали активное участие в различных мероприятиях, акциях, флешмобах. Две школы района приняли участие во Всероссийском конкурсе «Добровольцы России-2018».
Инновационное развитие
В прошедшем учебном году с целью обновления содержания, технологий и методов обучения и воспитания активизировался процесс инновационной деятельности через участие в различных проектах.
Центр детского творчества принял участие в областном конкурсе инновационных проектов в сфере дополнительного образования «Новые точки роста». По итогам конкурса проект по образовательному туризму «В семье единой на земле Демянской» вошел в 10 лучших проектов области. В 2019 году данная образовательная организация получила электронно-цифровое оборудование на сумму 100 тыс. рублей, которое используется в образовательном процессе.
По итогам конкурсного отбора инновационных социальных проектов муниципальных образований, проводимого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проект «Вместе ради будущего», представленный от Демянского района, прошел экспертизу и признан победителем. Его сроки реализации — с 1 апреля 2020 г. по 30 сентября 2021 г. Объём средств, запрашиваемых на реализацию мероприятий проекта, составил 1 млн. 941 тыс. 228 рублей.
В рамках полученного финансирования планируется приобрести спортивный инвентарь и оборудование, компьютерную технику, мультимедийное и диагностическое оборудование и многое другое. На базе комитета по образованию в Ямникской средней школы будут созданы две опорные площадки «Я — ответственный родитель». Мероприятия проекта будут осуществляться на основе взаимодействия структурных подразделений органов местного самоуправления и организаций разной ведомственной принадлежности.
Финансы и кадры
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата педагогических работников за 2018 год составила 22 тыс. 899 рублей, что на 10% выше аналогичного периода 2017 года. Рост заработной платы обусловлен оптимизацией численности работников и увеличением фонда оплаты труда (увеличение МРОТ и целевых показателей педагогических работников).
В образовательных организациях района трудятся 160 педагогических работников. 95% педагогов школ (это 127 человека) имеют высшее профессиональное образование, в дошкольных организациях с высшим образованием трудятся 54% педагогических работников.
Анализ кадрового состава показывает, что по-прежнему растёт количество учителей, имеющих стаж работы более 25 лет, и учителей предпенсионного и пенсионного возраста. В школах района трудятся всего девять учителей в возрасте до 35 лет, что составляет 8% от общей численности педагогов. Основной состав педагогического сообщества района имеет педагогический стаж более 20 лет, это 105 педагогов и руководителей учреждений (79%).
Таким образом, по-прежнему стоит остро проблема профессиональной ориентации учащихся на педагогические профессии и привлечения молодых специалистов в образовательные учреждения района.
Александр ШПИЛЁВ
Фото автора