В длинном списке наших уважаемых ветеранов просвещения достойное место занимает жительница деревни Сосновка Валентина Фёдоровна Карпова.
17 ноября она отметила свой юбилей. Буквально накануне этого события я побывал у неё в гостях, чтобы познакомиться с основными этапами её непростой, но очень насыщенной событиями жизни.
Валентина Фёдоровна относится к поколению «детей войны», которым уже в начале жизненного пути пришлось столкнуться с большими трудностями: голодом, холодом, отсутствием самых необходимых бытовых условий.
— Думаю, вы будете удивлены, когда узнаете, что моей родиной является город Керчь, — отметила она в начале нашей беседы.
Поскольку во второй половине 90‑х годов я трудился вместе с Валентиной Фёдоровной в школе-интернате и знал, что в Солецкий район она вместе с мужем приехала из Мурманской области, то действительно удивился этому.
На свет она появилась накануне Великой Отечественной войны. Родителям чудом удалось вырваться из колхоза, где не было абсолютно никаких перспектив для молодой пары. Они устроились на мостопоезд — специальный поезд с работниками, занимающимися ремонтом и строительством мостов и путепроводов. Специфика работы этого поезда заключалась в постоянных передвижениях по стране. После возведения или ремонта очередного железнодорожного объекта он отправлялся на новое место, порой весьма удалённое от прежнего. Валентина Фёдоровна с немного печальной улыбкой призналась, что в детстве не задерживалась в одной школе дольше года.
Во время войны семья вместе с мостопоездом находилась где-то под Москвой. И после Победы родители Валентины занимались привычным делом — строили мосты в Луганске (он тогда назывался Ворошиловград) и Кондрашовке. С этим периодом юбиляр связывает свои первые воспоминания, в том числе посещение детского сада.
— В Луганской области мама оставила всё своё здоровье, — продолжает Валентина Фёдоровна, — а следующим местом наших странствий стала Уфа — там строился мост на реке Белой. Жили в бараках, условия были спартанские. Измученная тяжёлой жизнью, мама завербовалась в город Зыряновск, что находится в Восточном Казахстане. Так вышло, что отправились туда мы уже без отца. Вербовка предполагала «подъёмные» деньги, на которые люди могли жить какое-то время. Период нашего пребывания в Восточном Казахстане совпал с испытанием ядерного оружия: вся эта территория подверглась заражению. Помню, как я там постоянно болела.
Дальше мама с дочкой перебрались по очередной вербовке на Сахалин, в город Углегорск. В этом городе Валентина окончила семилетнюю школу. Новое место, как, в общем-то, и предыдущие, не оправдали их надежд. Жили в одном из наспех построенных бараков, больше напоминавших курятники. Днём, пока в их комнатке топилась печка-«буржуйка», было относительно тепло, а ночью даже вода в ведре замерзала. Местное население в основном было представлено корейцами и японцами.
Начитанная и романтичная Валентина поступила в педагогическое училище в Александровске-Сахалинском, где бывал когда-то известный русский писатель Антон Чехов. В Углегорск после обучения она вернулась уже учителем начальных классов.
— К тому времени (конец 50‑х годов) в городе построили точно такую же школу, как школа № 2 в Сольцах, — продолжает она свой рассказ, — видимо, это был типовой проект. Дали мне класс из 42 детей, я даже голос сорвала и перенесла операцию на связках.
С 1961 по 1966 год Валентина Фёдоровна училась в Южно-Сахалинском педагогическом институте, на филологическом факультете. Во время учёбы познакомилась со своим будущим супругом Виталием Карповым. Окончив вуз, они отправились в сахалинский город Долинск. Валентина Фёдоровна преподавала в школе литературу, русский язык, её муж трудился в горкоме партии, возглавлял отдел идеологической работы. И здесь в школах процент корейских детей был очень высок. Эти детки неплохо разбирались в математике, а вот задача научить их «великому и могучему» являлась крайне сложной.
— В определённый момент нам стало тесно на Сахалине, — с улыбкой признаётся Валентина Фёдоровна, — и мы переехали в город Никель Мурманской области. Двадцать лет там прожили. Виталий Маркович руководил школами, в последние годы возглавлял крупное ПТУ. Огромные корпуса, большое общежитие, народу в училище училось очень много. Я же трудилась в школе по специальности.
Никель — промышленный центр с развитой горнодобывающей и перерабатывающей инфраструктурой. И выбросами едкого дыма, окутывающего жилые дома, магазины и т. д. В определённый момент перед Валентиной Фёдоровной, страдавшей от загрязнённого воздуха, встал выбор: уехать в более чистое место или остаться с риском для жизни. Через свою знакомую из Новгородской области супруги Карповы узнали о Сосновском детском доме, расположенном в экологически чистой местности. Сначала сюда в 1989 году перебрался Виталий Маркович: был назначен на должность директора интерната, целый год жил в школьном изоляторе, а его супруга, чувствуя ответственность, доучивала 10‑й (выпускной!) класс в Никеле.
— Около двух десятилетий я отработала в Солецком районе, — продолжает она. — А вообще-то у каждого из нас педагогический стаж составляет 56 лет, то есть на двоих — 112 лет!
Она всегда и во всём поддерживала мужа, особенно в непростые 90‑е годы, когда сфера образования испытывала серьёзные экономические трудности. Школьные заботы считала своими. Убежал из интерната ребёнок или кто-то разбил форточку — она лично участвовала в поиске решения проблемы. Последним местом её работы в учреждении была школьная библиотека.
Кстати, и в уютном, просторном доме супругов Карповых есть огромная библиотека, в которой можно найти книги на любой вкус. Любимый писатель Валентины Карповой — Фёдор Достоевский, все его произведения она прочла дважды! Хотя и «Пушкин — наше всё», и Толстой — один из самых-самых...
На заслуженном отдыхе она без дела не сидит — заботится о близких, занимается огородом, заготовками, домашними делами. Очень любит цветы: и домашние, и садовые. Сохраняет чувство юмора, жизненный оптимизм. Остаётся пожелать ей не сбавлять активности. С юбилеем, Валентина Фёдоровна!
Сергей ОВЧИННИКОВ
Фото автора