</p>
<p style="text-align: justify;">Что изменилось за эти годы? Как оценивают работу УК квартиросъемщики и собственники жилья? Что они знают о своих правах и обязанностях? Вот несколько отзывов:</p>
<p style="text-align: justify;">— В принципе ничего не изменилось: до управляющей то же самое было, только заметно дешевле. Не понятно как сейчас расчёт делают, за что платим. Территория не убирается, снег зимой уже лет пять не чистят. Помойка переполнена, ветром мусор разносит по огородам, по двору. Входную дверь в подъезд поставили где-то около Нового года, её перекосило. В среднем подъезде двери в подвал нет, рама гнилая. Подвал и септик полны воды: весной на 1‑м этаже унитазы всплывают. Ремонтировали батарею отопления в подъезде, оставили лужи ржавой воды, окурки. Отопление плохое: на первом этаже жарко, форточки открываем, а на втором холодно. Валентина Васильева, Садовая 3.</p>
<p style="text-align: justify;">— Я живу в этом доме 17 лет. Ремонт в подъезде делали от силы два раза, раз десять откачивали ЖБО. Не понимаю смысла в управлении управляющей компании, изменений не заметила. Почему квартплата берётся с квадратного метра тоже не понятно. Раньше столько не платили. Сейчас платим много, а всё так же. На втором этаже в подъезде стекло разбито, так и простояло зиму. Дверь в подъезде, правда, заменили, лампочки меняли, территорию убирают, мусор регулярно вывозят. Светлана Галкина, Старорусская 41.</p>
<p style="text-align: justify;">— В нашем доме основная проблема — подвал, постоянно полный грунтовых вод. В квартирах первого этажа высокая влажность, дети часто болеют. В доме не выводится грибок на стенах, плесень, комары, осыпается штукатурка. Вентиляционные вытяжки засыпаны кирпичами. Трубы отопления проходят через подвал, они в воде ржавеют, и в квартирах не очень-то тепло. Зимой же в первом подъезде стоит пар. Писали об этом в администрации района и сельского поселения, в ЖКХ, позже — в управляющую компанию. Ответ, больше похожий на отписку, получили только из администрации поселения. Обещали летом 2011 отремонтировать подъезды — не сделали. Ни разу электрик не приходил: в подъезде как болталась проводка, так и болтается. Пока ничего особого от компании не видели. Только заменили двери в подъезд и в подвал, ещё мусор вывозят, один раз выгребную яму почистили. Тарифы и виды работ на собрании не обсуждались. Любовь Белова, старшая по дому, Школьная 3 а.</p>
<p style="text-align: justify;">Судя по высказываниям, люди не знают, что входит в обязательные услуги, а что в дополнительные, из чего складывается тариф 15,23, куда обращаться, если услуги не выполнены или выполнены не качественно, что входит в общедомовое имущество. И вряд ли они внимательно читали договор с управляющей компанией, где прописаны все обязательные услуги, не говоря уже о Жилищном кодексе.<br /><br /><strong>Польза очевидна — есть с кого спросить</strong></p>
<p style="text-align: justify;">Практически в каждом многоквартирном доме есть муниципальные квартиры, поэтому с такими же вопросами я обратилась к главе сельского поселения Волот Светлане Семеновой.</p>
<p style="text-align: justify;">— Почему мы выбрали именно такой способ управления? В нашем районе управление многоквартирными домами товариществом собственников жилья неприемлемо по ряду объективных причин, хотя попытки создать ТСЖ были. Из 32 многоквартирных домов, в прошлом году пять домов (часть которых признана аварийными) отказались от обслуживания управляющей компанией, и перешли на непосредственное управление собственниками жилья. Это, конечно, дешевле — не надо платить за содержание управляющей компании, но при этом собственники должны сами, договариваясь на общем собрании, заключать договоры с поставщиками коммунальных услуг, сами решать проблемы капитального ремонта общедомового имущества. Перед Новым годом, например, прорвало трубу отопления на Васькина 10, а договора нет. Чтобы не оставить жителей без тепла, пришлось сельскому поселению за счёт средств на капитальный ремонт устранять аварийную ситуацию — менять теплотрассу от узла учёта до дома. На это затрачено 48 тыс. рублей.</p>
<p style="text-align: justify;">Чем хороша управляющая компания при выборе управления? Тем, что юридическому лицу можно предоставить субсидию на капитальный ремонт общедомового имущества многоквартирного дома, и, что с юридического лица можно что-то потребовать.</p>
<p style="text-align: justify;">В 2010 году работа УК администрацией поселения признана удовлетворительной. Положительные отзывы были и у жильцов. А с января по август 2011 года, я считаю, что работа управляющей компании была неудовлетворительной. Занимались только вывозом твёрдых бытовых отходов, и то на всём протяжении этого периода нам приходилось вмешиваться. Выделили субсидию на капитальный ремонт (стропильные системы, люфт-клозеты) пяти домов. Мы не имеем права вмешиваться в выбор управляющей компанией подрядчика, можем только контролировать их работу. Ремонт начинали одни, заканчивали другие, но всё-таки провели, а вот его качество — желает лучшего. Сейчас в управляющей компании новый директор. Надеемся, что он учтёт ошибки прежнего. Во всяком случае, понимание есть. Будем требовать, чтобы в этом году недоделки капремонта устранили.</p>
<p style="text-align: justify;">Сказать, что управляющая компания вообще ничего не делала, нельзя. Налажен регулярный вывоз ТБО и ЖБО, выполнялись аварийные работы, обкашивалась территория вокруг многоквартирных домов, проводились работы по содержанию и текущему ремонту: установка и замена дверей, пружин, оконных переплётов, смена козырьков над подъездами, прочистка канализации и т. д. Более подробно по всем выполненным работам по каждому дому компания отчитается на собраниях.</p>
<p style="text-align: justify;">В 2011 году на капитальный ремонт в бюджете поселения было запланировано 700 тыс. рублей. В эту сумму мы не уложились, и 115 тыс. рублей было перераспределено из дополнительных доходов.</p>
<p style="text-align: justify;">На 2012 год выделено 700 тыс. рублей, из которых 100 тысяч израсходовано в I квартале. Во II квартале нужно срочно ремонтировать цоколь на Первомайской 25, в аварийном состоянии элекропроводка на Первомайской 17. На каждый дом уйдёт порядка 100 тыс. рублей. На Володарского 20 рассыпаются печные трубы — это примерно 260 тыс. рублей. Кроме того, в муниципальных квартирах 5 аварийных печей, а это ещё 150 тысяч. На Старорусской 39 и Садовой 3 необходим ремонт канализации (септика). Проблем много, а финансирования недостаточно. Поэтому в этом году также постараемся дополнительные доходы, полученные сверх запланированных, направить на капитальный ремонт, на благоустройство и пожарную безопасность.</p>
<p style="text-align: right;"><strong>Фото автора</strong></p>
Два года назад многоквартирные дома посёлка Волот перешли под управление ООО «Новгородская управляющая компания».
Это не было прихотью администрации сельского поселения: в соответствии с Жилищным кодексом, если собственники помещений не определили способ управления домом, то орган местного самоуправления путём открытого конкурса выбирает управляющую организацию.