Под девизом хэштега #СИДИМДОМА продолжается жизнь для парфинцев, но участники образовательного процесса могли бы добавить к этой фразе несколько слов — «и продолжаем учиться».
С апреля текущего года педагогам и школьникам района пришлось работать в новых условиях — дистанционно. О том, что удалось, а что не получилось, можно судить уже сейчас.
Предстоит «работа над ошибками»
«Что такое дистанционное обучение, мы знали и раньше, но что придётся одновременно всем детям и образовательным организациям перейти на такой режим, конечно, никто не ожидал, — поделилась мнением заместитель председателя комитета образования, спорта и молодежной политики администрации муниципального района Наталья Белова. — Да, и честно сказать, не были готовы.
В связи с угрозой распространения коронавируса министерством образования области принято решение о дистанционном обучении. С 6 апреля наши школьники, как и вся страна, начали обучаться именно так. Предварительно все педагоги прошли обучение на цифровых образовательных ресурсах и были готовы проводить онлайн-уроки. Однако мощности интернета и серверов, на которых расположены обучающие платформы, не дали возможности сделать это качественно. Сразу почувствовали, какая нагрузка легла на основные цифровые образовательные ресурсы: многие просто «зависали» и не работали. Поэтому учителям пришлось использовать и новые, и традиционные «инструменты» для обучения: уроки на образовательных ресурсах, онлайн-уроки в режиме видеоконференции с помощью приложения Zoom, выдача заданий из учебника. В общем, всем пришлось многому учиться. Конечно, не всё получилось, предстоит сделать «работу над ошибками», но это непростое время, уверена, переживем достойно.
Огромное спасибо нашим родителям, кто поддержал не только педагогов, но и, в первую очередь, своих детей. Старшеклассники лучше учителей умеют работать с различными современными сервисами, а вот маленьким школьникам взрослые помогали зарегистрироваться на платформах и в приложениях, отправить выполненное задание учителю. Уверена, только все вместе мы сможем пройти этот нелёгкий период, давайте и впредь поддерживать друг друга, помогать, и тогда у нас всё получится».
Лучик света в дистанционном царстве
Дистанционное обучение — это обучение на расстоянии, сложный и новый процесс для учителей, учеников и родителей. Для его успешного осуществления необходимо не только наличие технических средств обучения, знание современных технологий, но и определенный уровень самодисциплины, самостоятельности, желания получать знания. Учителям школ района пришлось пересмотреть программы обучения, подобрать новые формы, изучить множество предлагаемых образовательных платформ, выбрать наиболее доступные, применить наработанный годами опыт и много-много учиться. За первую неделю дистанционного обучения они стали участниками такого количества вебинаров (веб-конференций, онлайн-встреч, презентаций через интернет), сколько еще никогда не проходили.
Неодинаковое отношение к новой форме обучения у педагогов школы д. Федорково. «Трудно работать, не видя глаза учеников, — говорят они. — Однако стараемся разнообразить обучение, использовать не только карточки и чтение статей на обучающих платформах, но и живое общение с детьми, возможность побывать в виртуальных музеях и на концертах. Мы учимся вместе с детьми и родителями: пробуем, ошибаемся, нарабатываем новый опыт. За это время сплотились в одну большую команду учителей, детей и родителей, которые вместе делают важное дело».
«К концу первой недели, наконец-то, увидели «луч света в темном царстве» дистанционного обучения, — поделилась мнением директор школы п. Пола Татьяна Сергеева. — Вначале было трудно всё и всем: детям, подстраивающимся под образовательные платформы, которые так и норовили зависнуть; учителям, которые осваивали новый для себя формат обучения; родителям, примеряющим многогранную роль «учитель-контролер-родитель» в одном лице.
Какие выводы успели сделать для себя? Что бы мы ни думали по поводу дистанционного обучения, у нас нет другого выхода, и надо приспособиться к существующим обстоятельствам, искать наиболее эффективные формы. На сегодняшний день практически каждый учитель провел онлайн-урок с помощью образовательных платформ. Жаль, что не всегда технические возможности позволяют детям присоединяться к ним: скорость интернета зачастую очень низкая.
Наши учителя активно используют материалы образовательных платформ Российской электронной школы, Яндекс.учебник, Учи.ру, обязательными стали консультации для детей после уроков, а для тех, кто не имеет выхода в интернет, разработаны наборы заданий, выдаваемые родителям в определенное время. По итогам каждого дня составляем отчет, позволяющий видеть проблемы и корректировать учебный процесс. Конечно, огромная нагрузка лежит на плечах педагогов. Однако уже сейчас можно сказать: процесс обучения стабилизовался, мы понимаем, что делать и как».
«Плюсы» и «минусы»
«Переход на дистанционное обучение поставил перед учителем новые задачи, требующие оперативного решения, — уверена учитель начальных классов школы п. Парфино Татьяна Белякова. — Как организовать процесс обучения, чтобы он был максимально эффективным? Конечно, есть свои сложности: и платформы «подвисают», и техническое обеспечение учеников не всегда позволяет воспользоваться электронными ресурсами. К тому же, маленькие дети не могут обойтись без поддержки со стороны родителей, а взрослые не всегда могут уделить достаточно времени ребёнку.
Но нам удалось наладить учебный процесс в новых нестандартных условиях. Дети получают знания по всем учебным предметам, приобретают новые навыки. Учителю, конечно, приходится очень быстро перестраиваться, осваивать много новой информации, чтобы «шагать в ногу со временем». После первого проведённого онлайн-урока на образовательной платформе Учи.ру получила положительные эмоциональные отзывы родителей. «Всё отлично, ребёнок в восторге!», «У ребёнка было много позитива! Спасибо за онлайн-урок!», — написали они. Такие оценки, конечно, дают стимул для дальнейшей работы».
«Дистанционное обучение на сегодняшний день нельзя оценить однозначно, — считает учитель русского языка и литературы школы п. Парфино Наталья Ермолаева. — У него есть и положительные стороны, и отрицательные. Один из «плюсов», что ученики и учителя находятся в комфортных домашних условиях, происходит психологическое раскрепощение некоторых детей, которые не работали устно во время очного обучения. У многих появилась замечательная возможность — выходить на многочисленные сайты и пользоваться разной информацией, чего нельзя сделать в школе из-за отсутствия технических возможностей».
«Новая форма обучения, конечно же, усложнила работу и учеников, и учителей. Сейчас, как никогда, понимаешь, как нам всем не хватает живого общения, — говорит учитель истории и обществознания школы п. Парфино Светлана Смирнова. — Рабочий день учителя увеличился, так как необходимо проверить огромное количество электронных писем с выполненными заданиями, на каждое ответить, часто с комментариями и объяснением ошибок: важно, чтобы все поняли новый материал.
Но, как советуют мудрецы, в любой ситуации нужно искать положительные моменты. И я считаю, что самоизоляция поможет нашим детям развить навыки в самообразовании и самоорганизации. Ведь только упорная и настойчивая самостоятельная работа может дать человеку действительно глубокие и прочные знания.
Первая трудная неделя дистанционного обучения принесла и хорошие моменты. Очень порадовало то, что ученики моего класса в основном организованно и ответственно отнеслись к дистанционному обучению. В 9.00, согласно расписанию, они на рабочих местах дома, выполняют задания и отправляют учителям. Благодарна и родителям, которые помогают организовать режим дня детям, а если что-то не получается, связываются с учителем».
Удвоенная ответственность и самостоятельность требуются в это время от старшеклассников, которым предстоит в этом году сдавать экзамены. Они тоже отмечают положительные и отрицательные моменты новой формы обучения. «Плюс в том, что теперь утренний подъем не такой ранний: можно правильно и вкусно питаться, — делится мнением парфинская девятиклассница Дарья Дёгтева. — Но огромный минус, что за последние две недели подготовка к ОГЭ просто «вылетела», так как всё время занято уроками по расписанию, выполнением всех заданий».
«С одной стороны, мне нравится, что могу экономить время на сборы в школу, получаю полноценный сон и, следовательно, не чувствую недосыпа, — рассуждает ученица 11 класса школы п. Парфино Ариана Григорьева. — С другой стороны, на домашние и классные работы теперь приходится тратить слишком много времени, чего не было раньше. Из-за огромного объема выдаваемых заданий в апреле, когда до ЕГЭ остается немного времени, вынуждена сидеть над бесполезными, на мой взгляд, заданиями по другим предметам вместо подготовки к предметам, выбранным для сдачи на экзаменах».
Конечно, в связи с такой ситуацией, забот родителям прибавилось многократно, что и подтвердила Надежда Ефимова — мама двух учеников, обучающихся в парфинской школе. «Что касается организации дистанционного обучения — всё хорошо: что необходимо от учителей — они делают, — говорит она. — У старшеклассников очень большая нагрузка. Сужу об этом по дочери: занимается постоянно, даже поздно вечером.
А вот с младшим школьником сложнее. Если старшая сама занимается, то ему нужно всё объяснить: новый материал, что сделать, как написать, что не забыть и так далее».
«Очень понравились видеоуроки по русскому и английскому языку: побольше бы таких занятий, — рассказала мама федорковского школьника. — ТВ‑уроки тоже пришлись «по душе». Все учителя — молодцы». «Не очень устраивает дистанционное обучение, — говорит жительница д. Федорково. — Во‑первых, дети из-за незнания нового материала часто пользуются интернет-ресурсами и многого не понимают. Во‑вторых, на ученика ложится очень большая нагрузка, по сравнению с обучением в школе. В‑третьих, очень много сайтов, где размещают задания для выполнения».
Обучение в дистанционном режиме продолжается.
Подготовила
Светлана НИКОЛАЕВА
Фото 5‑tv.ru
Приближается окончание учебного года, и нынешняя ситуация внесла свои коррективы в сроки и процедуру проведения экзаменов. Министерством просвещения РФ принято решение: обязательный государственный экзамен (ОГЭ) девятиклассники будут сдавать только по основным предметам — русскому языку и математике, а по предметам по выбору в этом году решено не проводить. Девятиклассники и родители должны быть готовы к тому, что ОГЭ нынче будет проходить в режиме видеозаписи.
Что касается выпускников 11 классов, то экзаменационная кампания стартует 8 июня: они будут сдавать те экзамены, которые выбрали ранее.