Мы часто пишем об истории предприятий, о славных тружениках, продукции, успехах. А сегодня наш разговор пойдет об основателях Окуловской бумажной фабрики — династии Рябушинских.
Символы купеческой России
В истории Окуловки эта семья оставила заметный след. В канун революции фабриканты активно скупали здесь усадьбы и наделы земли, вероятно, планируя развивать свою кипучую деятельность в окрестностях производства. Мощная династия с огромным потенциалом тоже попала в жернова революции и была вынуждена врозь друг от друга доживать свой век вдали от России. Горько наблюдать развитие судеб отдельных ярких личностей, оказавшихся в эмиграции, но еще более горько понимать, что уезжали из страны целые семьи, дружные и крепкие. Страну пришлось покинуть тем, кто мог способствовать ее дальнейшему экономическому и в той же высокой степени культурному расцвету.
Тем не менее история не стерла с лица земли результаты трудов представителей известной династии. Братья Рябушинские стали символом купеческой России, когда рациональное мышление и культура, образцовое хозяйствование и искусство, успешное предпринимательство и меценатство шли рука об руку у каждого представителя этой семьи.
В формате краткой статьи хочется о многом рассказать, чтобы оценить наследие Рябушинских и воскресить память о русском купечестве, еще и еще раз понять значение этого сословия для России рубежа веков и для многих больших и малых городов нашей необъятной страны — таких, как Окуловка... А также особенно подчеркнуть вклад династии Рябушинских в искусство, сохранение его лучших образцов, которыми благодаря этим неравнодушным к прекрасному людям мы можем любоваться и сегодня. Кто знает, может быть, покупая иконы и живопись, коллекционеры, действительно спасли жизнь произведениям искусства. И сегодня, спустя 100 лет, слишком многое не дает забыть эти имена в стране, которая пережила уже не одну революцию...
В настоящее время, оценив масштабы утраты, можно даже сожалеть, что некоторые предметы искусства Рябушинским купить не удалось. Например, картины из Георгиевской церкви д. Юрьево. Выдающийся итальянский художник Помпео-Джироламо Батони подарил Кушелеву копию со своей лучшей картины «Кающаяся Магдалина». Но новгородскому епископу не понравился «светский» характер полотна. Его и другие работы мастера приобрели помещики Громовы. Управляющий фабрикантов Рябушинских Яковлев приезжал к новым владельцам картин итальянского художника и просил продать «Магдалину» за несколько тысяч рублей, но получил отказ.
Картины в семье Громовых передавались из поколения в поколение. Но в 1943 году председатель сельсовета, видимо, преследуя благородную цель сохранить, спрятал их на чердаке дома в соседнем городке Боровичи. Судьба этих работ нам теперь неизвестна. В другом случае они вполне бы могли украсить фонды Государственной Третьяковской галереи или Государственного Русского музея. Но судьба распорядилась иначе...
Братья Рябушинские
Окуловка на рубеже веков была широко известна среди предпринимателей того времени благодаря бумажной фабрике, которая фактически основана в 1849 году. В «Конъюнктурном обзоре Российской империи» писали об этом предприятии так: «В Крестецком уезде Новгородской губернии, что на реке Перетне, в 3 верстах от станции Окуловка Николаевской железной дороги, действует фабрика по изготовлению оберточной сахарной бумаги господ Пасбурга и Оштона. На Всероссийской художественной выставке фабрика завоевала серебряную медаль, став едва ли не лучшей в России».
В результате экономических операций в 1907 году братья Рябушинские приобрели контрольный пакет акций «Товарищества Окуловских писчебумажных фабрик» в Парахине. Владимир Павлович Рябушинский был даже директором правления этого предприятия, он внес в развитие окуловской фабрики огромный по тому времени вклад в размере 680 тысяч рублей. Братья заново перестроили корпуса бумажного и целлюлозного производств. На их средства был построен и введен в эксплуатацию участок железной дороги в 4 км, примыкающий к главной магистрали Николаевской железной дороги. После этого фабрика заработала в полную мощность и к началу первой мировой войны стала считаться одним из крупных бумажных предприятий в дореволюционной России.
К тому же фабрика стала настоящим сердцем культурного магнитного поля. Поэт Серебряного века М. Кузмин подолгу жил в Окуловке на территории фабрики у своего зятя П.С. Мошкова (1865–1938), который служил там старшим лесничим. Михаил Алексеевич описал в своем дневнике окуловскую жизнь, упоминаются в нем и Рябушинские.
Это общество организовывало любительские спектакли, громкие чтения с теневыми картинками. Жизнь возле фабрики отразилась в творчестве поэта, в том числе и в цикле стихов «На фабрике».
Итак, братья Рябушинские стали активно заниматься фабрикой в Окуловке и владели ею до самой революции...
Владимир Павлович
(1873, Москва — 1955, Париж)
Интересно, что директор правления Владимир Рябушинский стал одним из организаторов Белого движения. В ноябре 1918 года он участвовал в совещании в Яссах, созванном русскими деятелями для встречи с дипломатами Антанты с целью организации борьбы против большевиков; в 1920 году в Крыму состоял экспертом экономического совещания при генерале П.Н. Врангеле. В этом же году с женой эмигрировал во Францию. В Париже в 1927 году В.П. Рябушинский основал и возглавил Общество «Икона», был его почетным председателем до последних своих дней. Важно отметить, что Владимир Рябушинский — автор ряда работ, посвященных иконописи и традициям русского купечества, которые примечательны тем, что отражают эпоху в целом, конкретизируют принципы хозяйствования купцов и промышленников‑староверов. Скончался 7 октября 1955 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев‑де-Буа.
Степан Павлович
(1874, Москва — 1942, Милан)
Брат Владимира Степан занимался коллекционированием икон, после указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года открыто скупал их большими партиями по всей России, некоторые из них жертвовал старообрядческим храмам. К 1914 году собрал одну из лучших коллекций икон в Москве. Степан Павлович также открыл реставрационную мастерскую. Помимо икон собирал церковную утварь и другие культовые предметы.
Он способствовал организации научного изучения икон, публиковал статьи об их реставрации, был почетным членом Московского археологического института. В 1917 году спешно эмигрировал в Италию.
После национализации, проведенной советской властью, коллекция Рябушинского была разделена: 53 иконы отданы Государственной Третьяковской галерее, 128 — отправлены в Государственный музейный фонд в дом Дервизов у Красных ворот. Часть из них получил Исторический музей, остальные после 1928 года попали в антиквариат на продажу, а также в Пермский и Кубанский музеи.
В 2009 году в Москве открылся частный музей «Дом иконы», в 2012 переименованный в «Дом иконы и живописи имени С. П. Рябушинского».
Михаил Павлович
(1880, Москва — 1960, Лондон)
В начале 1900 годов Михаил Рябушинский увлекся коллекционированием, и к 1909 году в его собрании было около 100 картин русских и западноевропейских художников. Русская живопись была представлена работами таких мастеров, как Д. Г. Левицкий, В. А. Тропинин, В. А. Серов, А. Н. Бенуа, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, В. В. Верещагин. По некоторым данным, в коллекции были и работы И. И. Левитана.
Его коллекция размещалась в особняке, ранее принадлежавшем Савве Тимофеевичу Морозову. В конце 1917 года, опасаясь революционных событий, часть коллекции Рябушинский сдал на временное хранение в Третьяковскую галерею, оставшуюся часть поместил в тайнике своего дома. В январе 1918 года Михаил Павлович вошел в состав «Союза деятелей художественных хранилищ», но в этом же году эмигрировал за границу.
После Декрета Совнаркома о регистрации памятников искусства и старины от 5 октября 1918 года коллекция Рябушинского стала государственной собственностью и осталась в Третьяковской галерее. В 1924 году произведения западноевропейских художников были переданы в Музей нового западного искусства. В настоящее время полотна его коллекции находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, Художественном музее имени А. Н. Радищева в Саратове.
Михаил Павлович Рябушинский умер в 1960 году в Лондонской больнице... для бедных.
P. S. Фабрика братьев Рябушинских работает до сих пор.
Марина ГРИГОРЬЕВА (Паскуль),
по материалам библиотечно-информационного центра