Около двух веков готовит кадры для железной дороги Маловишерский техникум, менявший не единожды за это время свой статус и название. Сегодня ситуация поменялась кардинально, и образовательная организация стремится стать учебным центром для всего северо-западного участка РЖД и готовить специалистов не только в сфере среднего профессионального образования, но и заняться переподготовкой кадров, курсами повышения квалификации и заочными формами обучения. «Работодатель должен понимать, что к нему придут грамотные выпускники, которых не придётся переучивать», – говорит исполняющая обязанности директора техникума Екатерина Ильина.
Сейчас в учебном заведении подходит к завершающей стадии капитальный ремонт здания. Модернизация материально-технической базы стала возможной, благодаря финансовой поддержке ОАО РЖД, которое в этом году направило 60 млн рублей на эти цели. Уже видно, как снаружи преобразились фасад здания и кровля, внутри – тоже грандиозные перемены от пола до потолка. Обновляется лаборатория, где установят тренажёр «Автоматические тормоза подвижного состава», оборудуют кабинеты «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда», «Правила технической эксплуатации, инструкции и безопасность движения», «Электрическое и механическое оборудование электропоезда ЭД4М». Ремонтируются и обустраиваются комнаты, предназначенные под общежитие, заменена давно требовавшая ремонта система отопления, совсем скоро в обновлённых аудиториях установят уже закупленное дорогостоящее профильное оборудование для практической отработки теоретически полученных знаний. Кабинеты будут оснащены автоматизированным рабочим местом преподавателя и мультимедийным оборудованием с выходом в интернет, откроется для занятий дополнительный компьютерный класс, а в читальном зале организуют коворкинг-зону. Вместе с оборудованием, приобретённым на средства РЖД, в кабинетах установят и полученное из Татарстана, по программе «Наследие Казани», по двум компетенциям – «Сестринский уход» и «Автомеханика».
В помещении слесарных и токарных мастерских продолжается косметический ремонт, которого не было более 30 лет. Процесс модернизации направлен на то, чтобы устранить разницу между оборудованием, на котором студенты обучались, и на котором им придётся работать после учёбы. Радует, что РЖД столь серьёзно заботится о качестве обучения и квалификации будущих кадров.
По этому поводу побывавшая недавно в техникуме министр образования региона Евгения Серебрякова сказала:
– В Новгородской области есть уникальные колледжи, которые работают в общей связке «студент – предприятие». Маловишерский техникум является одним из них. Благодаря тесному сотрудничеству с ОАО РЖД мы имеем востребованное современное образовательное учреждение. Количество желающих поступить в техникум растёт с каждым годом. Я уверена, с развитием инфраструктуры в учреждении и с расширением сотрудничества с Октябрьской железной дорогой процесс подготовки кадров станет ещё качественнее, всё больше студентов будут приезжать именно к нам, в Новгородскую область. На данный момент из Ленинградской области в техникум поступило уже 15 заявлений о приёме.
Глава района Николай Маслов поддержал эту тему: «Мы же ставку делали на соседей, в первую очередь это Чудово, Окуловка, но теперь замахнулись и на Санкт-Петербург. Хоть там есть свои техникумы, но мы думаем, что теперь сможем перебороть эту ситуацию в свою пользу, и к нам приедут абитуриенты из Питера и Ленобласти».
Екатерина Ильина провела гостей по всем этажам и кабинетам, поясняя, где и что уже сделано, а где ещё ведутся работы; показала пока ещё не распакованное новое оборудование и тренажёры, самый дорогой из которых стоимостью в 10 млн рублей. На этих стендах-тренажёрах студенты смогут проехать будто в настоящей кабине поезда со всеми пультами управления, как наяву, а на мониторе они будут видеть реальный путь. Ну и, конечно же, в тренажёрах заложено множество нестандартных аварийных ситуаций, которые нужно будет преодолеть и оперативно отработать до автоматизма безопасный выход из предлагаемых нештатных случаев; а программа будет оценивать их действия. Каждый конкретный этап работы машиниста будет изучаться в отдельности – управление, торможение и т.д.
После экскурса по зданию Евгения Серебрякова высказала пожелания, что при таком внешнем и внутреннем преображении учебного заведения нужно и о территории вокруг техникума позаботиться, а также неплохо бы установить при въезде в город указатели, чтобы иногородние желающие поступить в техникум смогли беспрепятственно найти к нему дорогу, и на железнодорожном вокзале разместить информацию об учебном заведении.
Несмотря на ремонт приёмная кампания в техникуме, как и во всех средних профессиональных образовательных организациях региона, идёт полным ходом. Сегодня в его стенах обучают будущих медицинских сестёр, помощников машиниста локомотива, слесарей по ремонту и обслуживанию подвижного состава, также возобновляется набор по специализации «проводник». Раньше практически по всем спрос был равен предложению, в этом году уже есть конкурс, особенно на специальность «помощник машиниста» – она является самой востребованной. Как отметила министр образования, трудоустройство помощников машиниста, которых готовят в регионе только в этом техникуме, составляет 100%. Это одна из немногих специальностей, по которой абсолютно все выпускники находят работу.
– Техникум, конечно, будет оснащён по последнему слову техники. Здесь будет приятно учиться и получать знания на современном оборудовании, которое эксплуатируется в реальных условиях.
Следующим пунктом посещения стала строительная площадка, где возводится здание школы, которое должно быть сдано в декабре текущего года, а уже в сентябре 2021-го принять своих первых учеников. Основная сумма на строительство выделена из федерального бюджета по национальному проекту «Образование», софинансирование составляют средства областного и муниципального бюджетов, общая стоимость, с учётом оборудования, составляет порядка 475 млн рублей.
По будущим этажам и кабинетам инспектирующих провели Николай Маслов и его заместитель Александр Зайцев, председатель районного комитета образования Ида Ермолаева, директор новой школы Анна Румянцева (она только-только успела вступить в должность, и на данный момент её основными обязанностями являются подготовка уставных юридических документов, регистрация и постановка на учёт юрлица, открытие лицевых счетов, подготовка к электронным аукционам по закупу оборудования, учебной документации и т.д.) и представитель подрядчика, начальник строительства фирмы «БалтСтрой» Фахрутдин Ханахмедов.
– Сейчас на объекте интенсивно продолжается кладка внутренних и наружных стен второго этажа, половина общего объёма уже выполнена, – проинформировал Александр Зайцев. – К сентябрю подрядчик обещает подвести объект под крышу, чтобы потом вплотную заняться внутренними коммуникациями и отделочными работами. Параллельно строители занимаются планировкой стадиона, полосы препятствий, волейбольных и игровых площадок, а также общей площади вокруг здания для дальнейшего благоустройства территории.
На вопрос министра, есть ли возможность летом выполнить в целом работы по благоустройству, подрядчик пояснил:
– Проект благоустройства мы начинаем со спортивной площадки. Именно на этом месте мы заводим сеть и врезаемся в канализацию, ливневую систему, соответственно, отсюда прокладываем дренаж под все площадки и продолжаем продвижение в сторону выхода. В течение месяца эти работы должны быть закончены, и приступим к благоустройству, чтобы в августе-сентябре подойти конкретно к зданию.
Евгения Серебрякова, поясняя особое внимание к двум образовательным организациям района, сделала акцент на взаимодействии среднего образования с профессиональным.
– У нас будет связка между техникумом и этой школой, где будут организованы базовые классы железной дороги. Сюда будет поставлено оборудование на 20 миллионов, которые выделяет РЖД. Поэтому в школе будет проводиться серьёзная работа по профориентации. Это важно, потому что ребята уже со школьной скамьи будут понимать, куда они смогут пойти учиться дальше. Причём, у нас есть направления в обучении для Российских дорог как для мальчиков, так и для девочек. Я думаю, это будет очень интересная и хорошая тема для сотрудничества.
Основной целью визита, по словам министра, было привлечь внимание абитуриентов к тому, что здесь делается.
– Хочется заинтересовать как можно больше молодёжи, и в принципе масштабное обновление техникума – это очень хороший повод. Приёмная кампания стартовала и продлится до 25 августа, поэтому ещё есть время подать документы. Выпускники школ определяются с дальнейшей судьбой, и нам, конечно же, хочется, чтобы они определялись к нам.
– А не получится потом, что местным ребятам будет не поступить в родной техникум?
– По этому поводу есть разные мнения, но у местных точно будет стимул учиться лучше. В этом году планируется принять около ста первокурсников: 75 – на бюджетные места и ещё 25 – внебюджетные. И здесь есть ещё один момент – со следующего года мы будем наращивать контрольные цифры приёма. Появятся новые специальности, менее востребованные будем закрывать. Государству нет смысла тратить деньги и обучать тем профессиям, по которым потом, в лучшем случае, десять процентов трудоустройства, по сравнению с профессиями для РЖД, где трудоустройство составляет сто процентов. И будущие специалисты смогут получить высокооплачиваемую работу, которая будет приносить им стабильный доход, для нас это очень важно.
Елена СВЕТИНА
Фото автора