В начале сентября в музее истории Холмской средней школы состоялся урок мужества, посвящённый началу нового учебного года. С ребятами среднего и старшего звена встретился выпускник школы 1966 года контр-адмирал в отставке Юрий Кириллов.
Любопытно, что в этот же день среднюю школу посетил министр цифрового развития и информационно-коммуникационных технологий Новгородской области Андрей Майоров. В кабинете директора школы министр и контр-адмирал приветствовали друг друга. Андрей Майоров одобрительно воспринял контакты школы с бывшими учениками, которые преуспели во взрослой жизни и которые могут дать нынешним учащимся правильные ориентиры.
Пока почётный гость в морской форме заново знакомился со своей преобразившейся за это время школой, в школьном музее уже собрались дети. Завуч ХСШ Валентина Краюшкина представила им Юрия Кириллова, который закончил 11‑й класс Холмской школы в 1966 году с золотой медалью.
— В том же году я поступил в Ленинграде в высшее военно-морское училище имени Попова. В 1971 году закончил радио-технический факультет этого училища по классу «Гидроакустика». Пошёл служить на Северный флот в 1‑ю флотилию атомных подводных лодок. Через три года службы посредством кругосветки мы перешли на Камчатку. И там я служил 30 лет подряд от помощника командира АПЛ до первого заместителя командующего 2‑й Краснознамённой флотилии. Сейчас это подводные силы Тихоокеанского флота. В последней должности был 11 лет. Не для хвастовства скажу, что я был самым старым плавающим адмиралом на нашем ВМФ. Не скрою, этим горжусь. Ради этого отказывался от всяких «вкусных» должностей, которые мне предлагали в Москве и на флоте. Променять эти должности на корабли я не посмел, морально не мог. С 2005 года я был в запасе, потом в отставке. Уже почти 12 лет по своей первой специальности работаю в прекрасном коллективе на оборону над техникой завтрашнего дня, — коротко рассказал о себе Юрий Васильевич.
В доверительной обстановке
Ребятам и педагогам этой информации, конечно, было недостаточно, тем более что в лице контр-адмирала в отставке они увидели прекрасного рассказчика. Посыпались вопросы, и не только на флотскую тему. Общение проходило в доверительной обстановке. Так, одна из учениц заинтересовалась, на какой профессии остановил бы свой выбор Юрий Васильевич, если бы ему пришлось выбирать сегодня?
— Признаться, не знаю. Дело в том, что флот, на котором я служил, уже не существует. Все свои 37 лет в ВМФ я гордился, что служу Советскому Союзу, потом — России. В этом году мой командующий, поздравляя меня с Днём ВМФ, спросил: «Юрий Васильевич, а ты осознаёшь, что мы с тобой командовали ровно половиной подводного флота страны?». Посчитал, так оно и есть. Кем бы я сейчас стал — не знаю. У меня есть диплом экономиста. В своё время закончил экономический факультет и был очень увлечён этой сферой. Мне казалось, что экономика будет определять будущее страны. Имею дипломы военно-морской академии и академии Генерального штаба. Когда-то мечтал стать врачом. К старости думал быть учителем. Думал, выйду в отставку, пойду учить детей. Тем более что у меня есть огромная склонность к истории. Это моё хобби на протяжении 30 лет. Была большая склонность к физике. Было большое желание общаться с молодёжью, потому что я всю жизнь работал в огромных коллективах. Общение с молодёжью придавало сил и энергии, — поделился Юрий Кириллов.
Дежурным на подобных встречах был вопрос, не жалеет ли наш земляк о том, что связал свою судьбу с ВМФ? Ответ был предсказуемым:
— Не жалею и никогда не жалел. Я считаю, что моя флотская судьба счастливая, хотя я несколько раз тонул и горел. И, тем не менее, всё обошлось. Приятно осознавать, что наш флот никогда не был так силён, как в те времена, когда мне посчастливилось там служить. Мы были вторые в мире после США. Американские моряки с нами считались. Взаимоотношения с ними в конце 80‑х и начале 90‑х были уважительные, как и положено быть у моряков.
Всем было интересно узнать, пошёл ли кто-то из родственников Кириллова по его стопам. Юрия Васильевича радует, что его дело продолжает племянник Наум Демиденко. Закончив «сухопутное» училище, был распределён в морскую пехоту. Сейчас является заместителем начальника учебного центра морской пехоты в Санкт-Петербурге. Морскую форму носит с гордостью.
Школьные годы чудесные
Педагог Людмила Тарасова спросила, чем для Юрия Кириллова были памятны школьные годы. Выпускник 1966 года на короткое время с радостью окунулся в воспоминания о самой счастливой школьной поре 50‑х и 60‑х годов. Попутно заметил, что и курсантские (студенческие) годы тоже по-своему хороши:
— В школу мы ходили с удовольствием. Были тогда немножко не такие, как сегодняшние ученики. Мы все были помешаны на спорте. Считалось стыдно быть слабым. Многие учились хорошо. Конечно, были и двоечники. Хотя среди них были неплохие ребята, но учёба у них не шла. Но тащили их только до 7‑го класса. Времена были не очень сытные, с питанием было плохо. Помню, как в первом классе давали по стакану сладкого чая без булочки. В Холме тогда жили небогато. Дети одевались порою в обноски. Работать начинали с малых лет. Помогали родителям, в сентябре убирали в колхозах картошку. В старших классах ездили на целый месяц на уборку. Нас привозили домой только помыться и переодеться. Мы видели, как растёт хлеб. Для старших ребят поездка в колхоз в сентябре была равносильна вторым каникулам.
Коллега Людмилы Ивановны Валентина Павлова слышала от одноклассницы Юрия Кириллова, что во дворе родительского дома стояла школьная доска, на которой он готовился к поступлению в вуз. Этот необычный факт заинтриговал педагога: правда ли это?
— Доска стояла, но лично я на ней не занимался, потому что был абсолютно готов к поступлению в вуз. Об этом можно было судить по моему участию во всех олимпиадах. А доска во дворе не пустовала по другой причине. Я решил подготовить своего одноклассника-двоечника к поступлению в институт. Рядом с доской стояла штанга, чтобы однообразие не угнетало абитуриента. И мы с ним гнали математику и физику на доске. Что вы думаете, он поступил с первого раза в Питере в технологический институт, закончил его, работал потом нефтяником, — рассказал Юрий Васильевич под восторженные взгляды участников встречи.
Он тепло говорил об учителях ХСШ, которые были настоящими специалистами и давали школьникам глубокие знания. Легендой школы была заслуженный учитель РФ Александра Панова. Преподаватель биологии получила образование ещё при царе. Вместе с учениками взрастила в школе сад, которым Холм гордился долгие годы. Уважительно называл имена учителей математики Галины Смагиной и Полины Захаровой, талантливого физика Николая Мусиенко, который был его дядей. Прекрасными учителями русского языка и литературы были его мама Анастасия Васильевна, Серафима Тихонова, Екатерина Баринова. На этом уроке мужества многие впервые узнали, что строитель Тихвинского храма Александр Иванов, в своё время работавший завхозом средней школы, тоже был Юрию Васильевичу родным дядей.
Контр-адмирал благодарен своим учителям за то, что привили любовь к чтению, искусству. У Юрия Кириллова большая домашняя библиотека. Он заметил ребятам, что никакой компьютер чтение не заменит. Оно должно быть спутником их жизни, если они хотят быть образованными людьми.
Библиограф полководца
Кириллов много пишет, в основном на исторические темы, и регулярно публикуется. Одну из своих первых книг «Военно-морской флот СССР в годы Великой Отечественной войны» он подарил районной библиотеке. Ещё в 2005 году её заказала Московская академия экономики и права. Не без подачи родной школы Юрий Васильевич написал серию семейных хроник. Сейчас работает над пятой семейной хроникой. Одно время был биографом прославленного маршала артиллерии Казакова. По просьбе семьи маршала написал биографию полководца к его 100‑летию. По словам жены маршала из 57 публикаций о Казакове статья Кириллова была самой лучшей.
В этой связи учитель русского языка и литературы Марина Лебедева обратилась к Юрию Васильевичу с предложением написать семейные хроники об учительских династиях ХСШ. Он обещал подумать...
— Писать на военно-исторические темы страшно трудно. Советские материалы сильны приукрашены, далеки от реальности. В то же время память фронтовиков‑победителей священна. И тут нельзя перейти грань. Надо писать так, чтобы не уронить достоинство своей Родины. Вы посмотрите, какое идеологическое наступление идёт на нашу страну. Те, кого мы освобождали, ведут себя крайне неблагодарно. О бывших союзниках лучше и не упоминать. Поэтому нам самим нельзя пренебрегать своей историей, если мы хотим, чтобы нас уважали, — считает ветеран ВМФ.
Спешите делать добро
В унисон сказанному прозвучал вопрос с места, какие качества должны воспитывать в себе молодые люди, чтобы быть полезными для общества.
— По-моему, человек должен испытывать удовлетворение, если он приносит обществу какую-то пользу. Рано или поздно к этому приходит любой. Нужно воспитывать в себе такую потребность быть полезным обществу. Не надо быть эгоистом, максималистом. Один мой друг при встрече всегда говорил замечательную фразу: «Спешите делать людям добро». Такая возможность всегда найдётся. Если у вас это становится потребностью, думается, что вы на верном пути, — заметил Кириллов.
В ходе дальнейшего общения он пояснил молодёжи, что ВМФ нужен для защиты морских границ страны, обеспечения свободы торговли. Защита торговли с другими странами идёт со времён Колумба. Не будет этого — не будет роста экономики. Сейчас в издательстве находится его книга «Тихоокеанский флот», в которой также можно найти ответ на вопрос о предназначении флота.
Морская служба трудная и опасная. И, тем не менее, юноши её выбирают. Что так их привлекает в этой службе? Отвечая на этот вопрос одной из учениц, Юрий Васильевич подчеркнул, что служба на флоте поднимает человека в собственных глазах. Зная, что она опасная, он всё равно её выбирает, потому что может с этой опасностью справиться.
— Главная опасность исходит не от профессии, а от невежества в ней. В основе любой катастрофы на атомных подводных лодках — нарушения, незнание, неумение людей, как поступить в той или иной аварийной ситуации. Любое отступление от правил, инструкций чревато последствиями, — убеждён Юрий Кириллов, который был и большим начальником на флоте, и командиром головной атомной подводной лодки.
В заключение урока мужества в школьном музее директор ХСШ Юлия Маслова поблагодарила Юрия Кириллова за интересную и познавательную встречу с учениками, подарила гостю сувенир, изготовленный руками ребят. В свою очередь контр-адмирал в отставке заверил, что новую встречу с родной школой он надолго откладывать не будет, в следующем году в такое же время приедет из Санкт-Петербурга к ребятам в парадной форме с кортиком. За организацию нынешней встречи искренне поблагодарил выпускника ХСШ 1966 года Геннадия Иванова, который также живёт в городе на Неве в одном с ним микрорайоне.
Завуч школы Валентина Краюшкина провела для почётного гостя экскурсию по школьному музею.
Сергей ЦВЕТКОВ
Фото автора