В этом признаются воспитанники художественного отделения Полавского филиала Парфинской детской школы искусств.
Полавские таланты
Это учреждение дополнительного образования хорошо известно полавчанам и популярно среди школьников. Здесь учатся музыке и изобразительному искусству. Талантливая и трудолюбивая детвора под руководством профессиональных и опытных педагогов покоряет конкурсное жюри: множит свой архив наградами и прославляет малую родину.
Для воспитанников преподавателя художественного отделения Оксаны Анатольевны Даниловой необычайно щедрой на награды оказалась нынешняя весна. Например, в областном конкурсе «Вдохновение» в категории «Пейзаж» (живопись) шесть юных художниц — Роза Изнаурова, Полина Павлова, Светлана Тунгатарова, Анастасия Кудрявцева, Анна Дмитриева, Анастасия Адамова — стали лауреатами всех трёх степеней. В апреле конкурсные и многие другие работы художниц смогли увидеть и их земляки: три большие выставки открылись в полавском филиале, а одна из них — персональная — Анны Дмитриевой.
Поговорить со всеми победительницами не удалось. На вопрос «Почему выбрали художественное отделение, и что вам даёт эта школа?» Анна Дмитриева и Полина Павлова, не сговариваясь, ответили: «Когда учились в начальной общеобразовательной школе, как и все, немного умели и любили рисовать. Сейчас просто смешно смотреть на первые наши картины. Сравнивая их с нынешними работами, понимаем, что многому научились. Как говорит Оксана Анатольевна, учимся не только смотреть, но и видеть окружающую природу.
В этой школе очень интересно. Несмотря на то что занимаются в отделении и младшие, и старшие школьники, у нас дружный коллектив. И даже скажем больше — мы как одна семья. Ценим школу за общение, а нашего педагога — за то, что может поговорить на разные темы, дать любой совет. И даже на строгость с её стороны не обижаемся: повышенный тон в голосе или какая-то критика всегда обоснованны и даже стимулируют в учёбе. А любить рисовать, особенно натюрморты, животных, мы не перестали».
Под «звёздным дождём»
Художественное отделение в п. Пола существует уже много лет, и Оксана Анатольевна привила любовь к прекрасному, научила основам изобразительного искусства не одно поколение полавчан. Сейчас у неё занимаются 32 ученика. Возможно, многие из них не свяжут дальнейшую судьбу с этим занятием, не станут великими художниками, но она уверена, что время, проведённое в стенах детской школы искусств, не пройдёт для них даром. Об этом и не только небольшое интервью с преподавателем художественного отделения Оксаной ДАНИЛОВОЙ.
— В наступившем году на Ваших воспитанниц буквально хлынул «звёздный дождь» из наград. Это такое стечение обстоятельств или выросли таланты?
— И потому, что подросли (некоторые дети занимаются уже четвёртый год), и потому, что много трудятся, и потому, что талантливы. И потому, что в нашем посёлке замечательные атмосфера, природа, а главное — люди. А ещё нам легко и комфортно работать с директором Парфинской детской школы искусств Валерием Геннадьевичем Галактионовым. Он поддержит любую идею, окажет помощь для её воплощения, зарядит всех своей энергией, порадуется за наших воспитанников и всегда найдёт доброе и окрыляющее слово для педагогов.
— Оксана Анатольевна, расскажите о победительницах: какие они?
— Они все молодцы. В областном художественном конкурсе «Вдохновение» Роза заняла первое место: её работа участвовала в выставке победителей, проходившей в областном колледже искусств им. С. В. Рахманинова. Анна — очень трудолюбивая и настойчивая: недавно в школе открылась её персональная выставка. У Светланы — свой взгляд на всё и индивидуальный стиль. Настя Адамова обладает исключительным художественным даром. Полина Павлова, Анастасия Кудрявцева — замечательные, творческие, любознательные. Правда, девочкам, что учатся в старших классах общеобразовательной школы, всё труднее выкроить свободное время на занятия в детской школе искусств: общеобразовательная программа требует много времени, да ещё подготовка к экзаменам за 9‑й класс. Но они стараются всё успевать. Главное, не страдают звёздной болезнью и очень хорошо понимают, что эти успехи пришли благодаря их огромному трудолюбию.
— Наверное, Ваши дети с удовольствием участвуют и в районных художественных конкурсах, выставках?
— Обязательно. Ежегодно готовим работы к Дню Победы, сейчас участвуем в проекте на тему «Каким я хочу видеть свой посёлок».
Анималистика — любимый жанр
— С какого возраста и какие дети приходят в художественное отделение?
— Принимаем всех без специального отбора и экзаменов. Если ребёнок детсадовского возраста и только на следующий год пойдёт в школу, но любит и хочет рисовать, — милости просим, мы рады каждому. Многие родители считают, что сын или дочка рисуют какую-то «каляку-маляку»: ну какой из него художник? Но ведь для этого и существуют художественное отделение, преподаватель — чтобы научить ребёнка ощущать свет, краски, их тона и оттенки, правильно работать кистью, понимать соотношение предметов вокруг и многое-многое другое.
Например, с маленькими детьми начинаем занятия с самого простого. Рисуем зиму, лето и другие времена года. На таких рисунках обязательно присутствуют деревья. Как они их рисуют? Либо морковка с палками в разные стороны, либо высокий пенёк и всё те же палки-прутья. Спрашиваю: «Где же вы видели такие деревья?». И предлагаю посмотреть в окно или обратить внимание на деревья, что растут на их улице, у дома. В общем, учу не только смотреть, но и видеть всё, что нас окружает. Это немаловажно.
Спустя какое-то время на их рисунках появляются уже совсем другие деревья. Пройдёт ещё немного времени, и, приходя на занятия, дети рассказывают какое необычное небо над посёлком, какие причудливые облака они видели, когда шли по улице. А ведь совсем недавно они этого просто не замечали.
— Как проходят занятия?
— В соответствии с программой дополнительного образования, хотя порой и отхожу от правил. Считаю, что не всегда можно ребёнка «засунуть» в программу: стараюсь программу «засунуть» в творчество, а творчеством заинтересовать детей. Изучаем основы изобразительной грамоты, композицию, рисунок, живопись, беседуем об искусстве, изучаем биографии и картины великих художников, слушаем классическую музыку. На наших занятиях есть обязательные темы: учимся рисовать пейзажи в соответствии с временами года, натюрморт, портрет. Очень любят практически все мои юные художники анималистику — жанр изобразительного искусства, главным мотивом и основным объектом которого являются животные. Здесь сочетаются зоологические и художественные начала, ведь главный герой, будь то котик, собака или какое-то дикое животное, изображается крупным планом, достоверно и с его определённой характерностью.
С удовольствием бы чаще ходили на пленэр — написание картин вне мастерской, на природе, при естественном освещении, что позволяет художнику с большой точностью отобразить на холсте или бумаге богатство окружающих красок и малейших изменений цвета натуры. Это также входит в программу обучения. Но для этого необходимо иметь много сопутствующих предметов, которыми наше отделение в достаточном количестве не обладает. Пока на пленэр ходим с блокнотами и карандашами, чтобы сделать небольшие зарисовки.
Преодолеть детскую лень
— Как увлечь современных детей рисованием?
— Сегодня практически вся молодёжь живёт в смартфонах, где есть и кино, и музыка, и книги, и общение. Это ещё и фотоаппарат, который может за считанные секунды запечатлеть любой сюжет, а чтобы нарисовать картину, надо потратить несколько часов, а то и дней. Стараюсь донести до учеников, что нарисовать интереснее, чем сфотографировать: понять возможности художественного материала, передать свои эмоции и настроение, а главная награда за труд — готовая картина, единственная и неповторимая.
— Оксана Анатольевна, что Вы посоветуете детям, любящим рисовать, но сомневающимся в своих способностях?
— Прийти к нам в отделение и попробовать. Особенно хочу обратиться к родителям: порой именно они могут смотивировать ребёнка на занятия по интересам. А уж если сын или дочь занимаются в детской школе искусств, то стараться поддерживать в них это увлечение, а в какой-то момент настоять и найти веские аргументы, чтобы убедить не бросать начатые занятия. Были в моей практике и такие случаи: школьница замечательно рисовала, обладала исключительной индивидуальностью, но ленилась, пропускала занятия и в итоге не стала заниматься.
Я сама мама шестерых детей: есть и художники, и музыканты, которых тоже порой приходится заставлять заниматься. В общем, помогаю им преодолевать детскую лень. Пока всё получается.
Наверное, многие из тех, кто занимается в художественном отделении, не станут великими художниками, но приобретут очень ценные знания в формировании навыков творческой деятельности и самореализации личности, в приобщении к высокой культуре исполнительского мастерства в изобразительном искусстве, к его духовно-эстетическим началам. Наша цель — всесторонне развивать художественно-изобразительные задатки и способности детей, развивать эстетический вкус учащихся, их мотивацию к творческой деятельности, воспитывать и формировать высокие нравственные качества личности.
А если ребёнок одарён, у него сформируется комплекс навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства: архитектуру, педагогику, дизайн и другие. Такие профессии выбрали некоторые мои ученики, получая дальнейшее образование в высших учебных заведениях. И сегодняшние рассматривают такое будущее. Это приятно.
Светлана НИКОЛАЕВА
Фото автора