До празднования 1075-летия районного центра остаётся совсем немного времени. И мы продолжаем публиковать материалы, связанные с этой достойной датой.
Сегодня наш собеседник – директор краеведческого музея Андрей ИВАНОВ.
– Андрей Юрьевич, как вы думаете, о жизни какого поколения предков наши земляки знают меньше всего? Какой период сложнее всего изучить? Что тогда происходило?
– Всё зависит от источников информации. Так, сведения о большом хронологическом периоде вплоть до принятия христианства мы получаем в основном из археологических (вещественных) источников и устного творчества. В конце первого – начале второго тысячелетия появляются письменные источники, которые значительно расширяют наши возможности познания прошлого. Ближайшие примеры – Воймерицкий крест с надписью о Богуславе и Лазаре, матери Мирославе и мастере Славоне, датируемой началом XI века.
Одним из основных письменных источников по истории землевладения и сельского хозяйства новгородской земли в эпоху позднего средневековья являются писцовые книги, составленные писцами московского правительства в конце XV – начале XVI века. Далее появляются фотодокументы, фильмы и другие источники информации. Хотя и здесь есть свои особенности. Например, в любом государстве существует особая документация, которая тщательно охраняется от общественности под грифом «секретно». Некоторые документы по прошествии определённого срока становятся достоянием общественности.
– По преимуществу каким народом мы были? Воинами, земледельцами, охотниками, ремесленниками? Насколько грамотными?
– И охотниками, и ремесленниками, и воинами. Но сначала, конечно, земледельцами! Долгие столетия основой экономики было земледелие в самых разных формах. Наши финно-язычные предки выжигали большие сосновые леса и с помощью бороны, изготовленной из верхней части сосны или ели с многочисленными сучками, обрабатывали эти участки. Славяне, пришедшие на наши территории в конце первого тысячелетия н.э., обрабатывали землю железными плугами.
На протяжении веков совершенствовались орудия труда, совершенствовалась методика, улучшалось качество удобрений, но всегда достаточное количество сельскохозяйственной продукции было основой безопасного существования как маленькой славянской общины, так и большого современного государства.
– Про Новгородчину говорят – Русь глубинная. Действительно ли Русь? Не вливалась ли в жилы наших предков кровь иноплеменников? Если да, то в какие периоды?
– «Русь» на самом деле – название импортное. Первоначально этот термин относился к княжеским дружинам, которые состояли преимущественно из выходцев со Скандинавского полуострова и возглавлялись князьями из династии Рюриковичей. И лишь впоследствии он стал обозначать всю подвластную князьям территорию и проживавшее на ней население.
Территории северо-запада России уже в начале первого тысячелетия нашей эры были заселены многочисленными племенами, говорившими на языке, похожим на финский. Подтверждением тому являются названия рек и озёр. Например, название нашей любимой Мсты происходит от финского «муста» – черная река. А её правый приток – Мда («мута»), название переводится не иначе, как мутная, илистая. Славяне-колонисты пришли сюда значительно позднее – в VIII-X веках и, объединившись с местными финно-язычными племенами, заложили основы формирования древнерусской народности.
– Какое время можно считать расцветом края?
– Если говорить с точки зрения историка, я, безусловно, обозначил бы это время серединой X века. Именно в этот период происходят сложные процессы образования Древнерусского государства. Здесь, в среднем течении Мсты, на участке крупнейшего водного пути, соединяющего Скандинавию со странами Арабского Востока, возникает мощный центр местной власти, контролирующий эту территорию. Центр, готовый поспорить с Новгородам за господство в восточных районах новгородской земли. Именно сюда, к месту слияния рек Мста и Белая, в 946 году пришла со своей дружиной княгиня Ольга, чтобы подавить этот мощный центр, подчинить местных жителей княжеской власти и установить великокняжеский погост.
С точки же зрения комфортности, перспектив и уверенности в завтрашнем дне, расцветом, пожалуй, были 70-80-е годы прошлого века. Крепкие колхозы и совхозы, многочисленные предприятия и учреждения, шахты и комбинаты. До сих пор народная память хранит родные названия микророайонов: «Сельхозтехника», «Льнозавод», «Мелиорация», «Молокозавод»...
– Расскажите, как формировался поселок территориально.
– В конце XI – начале XII века Любытино, как и большинство локальных центров Новгородчины, переживает упадок, утрачивает свою ведущую роль по отношению к тем или иным конкретным территориям. Связано это с формированием в данный период на новгородской земле боярской вотчинной системы феодального землевладения. Развитие земельной собственности новгородских бояр шло как путем государственного пожалования, так и путем покупки земли у крестьянских общин.
В ХV-ХVI веках в устье Белой находится один из наиболее значительных на реке Мсте торгово-ремесленных поселков, так называемых рядков. Известно, что в середине XVI века рядок Белый насчитывал 34 двора. Однако мор и эпидемии резко уменьшили численность населения Белого. Поэтому к XVII веку в левобережной части было семь дворов жилых, а двадцать два стояли пустыми.
В конце XIX – начале XX века село Белое имело одну улицу, 30 дворов с населением примерно 150 человек. Через него шла торговля лесом, мукой, скотом. Баржи доставляли груз по Мсте в Новгород.
Значительные изменения в жизни села произошли после революции 1917 года: в 1925 году из остатков Горемыкинской библиотеки была открыта народная библиотека; в 1926 году открылась общественная баня; в 1927-м появился первый радиоприемник; в 1930 году открыт районный Дом культуры. В этот период начала выходить газета «Колхозная искра». Село было электрифицировано и радиофицировано.
– В XIX-XX веках вокруг Любытина было много дворянских усадеб. То есть уже тогда это место было дачным?
– После ликвидации Новгородской республики в 1478 году и конфискации множества земельных владений московские власти провели полную перепись земельного фонда присоединенной территории и осуществили раздачу земель служилым людям – дворянам. Дворяне-землевладельцы были собственниками своих вотчин в самых разных областях Российской империи. Например, имения нашего знаменитого земляка Александра Васильевича Суворова были раскинуты по Московской губернии и наместничествам – Владимирскому, Костромскому, Пензенскому и Новгородскому. Ну а то, что для усадебной застройки выбирались наиболее живописные места в комментариях, наверное, не нуждается.
– Достаточно много имен известных людей связаны с Любытиным. Назовите несколько самых знаковых, с вашей точки зрения.
– Известных фамилий, связанных с любытинским краем, немало, но, пожалуй, самая масштабная фигура в истории посёлка – Иван Логгинович Горемыкин. При непосредственном участии и в большинстве случаев на средства Горемыкина и его супруги Александры Ивановны в конце XIX –начале XX века в селе Белое строится школа грамоты, открывается Прокопьево-Бельская второклассная мужская учительская школа, возводится новый каменный храм на месте сгоревшей Знаменской церкви, функционирует приют для детей. В 1930-е годы на базе Горемыкинской усадьбы работает сначала машинно-тракторная станция, а затем объединение «Сельхозтехника».
– Корректно ли, говоря о юбилее, вспоминать именно советское прошлое? Судя по постам в интернете, ассоциации с юбилеем поселка у большинства из нас именно такие.
– Это и неудивительно. Давно канули в лету и крещение Руси, и татаро-монгольское нашествие, и Бородинское сражение, и многое другое. Наше нынешнее старшее поколение – в основном люди, родившиеся после Великой Отечественной войны. Они были очевидцами и участниками трудного послевоенного периода восстановления экономики и возвращения к мирной жизни. Относительная стабильность, рост материального благополучия, бесплатное образование и здравоохранение были характерны для тех, кто жил в эпоху «развитого социализма». И даже у рождённых в 1970-1980-х годах детство было достаточно спокойным и безоблачным, что также сформировало добрые ностальгические воспоминания о Советском Союзе.
– Если история циклична, было ли у наших предков что-то, напоминающее локдаун и коронавирус?
– Известно достаточно случаев. Например, в 1346 году чума истребила почти всё население Смоленска, затронула Москву и Новгород. В 1645 году, в царствование Алексея Михайловича, от болезни погибло от 25 до 700 тысяч человек. В середине XVIII века эпидемию чумы принесли солдаты и офицеры, которые возвращались с русско-турецкой войны – тогда в день умирало до тысячи человек. А ещё были тиф, холера, оспа, «испанка»...
– В чем всё-таки наша сила? В богатой истории? Или следующие поколения создадут не менее красивое будущее?
– Сила любого государства, это, прежде всего, – его граждане. Здоровые, образованные, культурные, знающие и уважающие своё историческое прошлое. Они являются основой развития и процветания страны. Наше будущее – это наша умная и красивая молодёжь, которая обязательно справится со всеми проблемами и вызовами времени!
Кира СОБОЛЕВА
Фото автора, Ларисы ПЛАТОНОВОЙ и из архива краеведческого музея