Суббота, 27 июля 2024

Редакция

Пять лет и десять выездов

Юбилейная, десятая Вахта Памяти оказалось очень непростой для поискового отряда «Надежда».

Ежегодно на лесные тропы встают новые ребята, а кто-то из бывалых, наоборот, не участвует. Руководитель ПО «Надежда» Алексей Беляков, не пропустивший ни одной Вахты за пять лет, в этот раз в своём традиционном рассказе о том, как она проходила, был довольно эмоционален и много обращался к подопечным:

— Весна. Природа стряхивает зимнюю дрёму. Появились первые перелётные птицы. Солнце, лаская остывшую от зимней спячки землю, первыми тёплыми лучами гонит снежное одеяло прочь.

А для поисковиков начинается пора подготовки к весенней Вахте Памяти. Уже с появлением первых проталин они готовы выдвинуться на места кровопролитных сражений, чтобы определить фронт и локацию работ на ближайшее время. Хоть и минуло три четверти века с окончания Великой Отечественной, но есть ещё не захороненные должным образом герои той страшной войны, названные в одном из стихотворений маленькими людьми, которые встали и на своих плечах принесли нам Великую Победу, спасли мир от серой чумы.

Для нашего отряда это была юбилейная, десятая Вахта Памяти. Как один миг пронеслись пять лет с того дня, когда первые 7 человек из Мошенской школы выехали на свою первую Вахту. О многом не знающие, мало умевшие, они отправились практически в неизвестность.

Сейчас ребята определённо другие. Повзрослели, набрались опыта, готовы передать свои знания и навыки другим. За их плечами не один раскоп, не один поднятый боец. Они имеют внутри иерархии состава объединенного отряда ПО «Звезда», ПО «Гамаюн», ПО «Надежда» сержантские звания. Уже нет нужды направлять просьбы в учебные заведения с тем, чтобы освободить на время поисковых работ от учёбы — известные своим делом поисковики договариваются сами.

Весенняя Вахта в этом году выдалась сложной. Не тяжёлой работой — к этому уже привыкли, а погодными условиями. Лишь пара дней были довольно тёплыми и сухими, да и те когда ставили, а потом разбирали лагерь. Несмотря на дождь, снег, промозглость, холодные ночи, когда температура воздуха падала ниже нуля, 14 мальчишек и девчонок всё выдержали и отработали достойно. Эти дети стойко перенесли все тяготы поисковой работы. Никто из них не жаловался на холод, снег, мокрые вещи и сырые палатки, когда уже костер не спасал, на постоянную грязь. На раскоп, когда при подъеме бойцов подростки находились в воде и грязи.

Я прошу прощения у ребят за больные трещины на их руках от холодной воды и кислой почвы. Простите за сбитые до кровавых мозолей ноги. За ежедневно пройденные десятки километров в свободном поиске. За обветренные до боли лица. Простите за ваши слёзы в последний день — при расставании с друзьями по поиску. Это слёзы горечи и радости, осознания того, что вы теперь единая поисковая семья, каждый в которой готов в любой момент прийти на помощь.

Для многих мы отдыхали. Мало кто знает, сколько часов в поиске или в раскопе ребята проводили ежедневно. Я преклоняюсь перед ними, преодолевшими все тяготы Вахты. Они нашли силы принять участие не только в торжественной церемонии, но и в мероприятиях, организованных в районе. Они могли после поискового дня петь песни под гитару у костра, тогда как взрослые мужики, прошедшие горячие точки, уже в 10 вечера уходили спать, не выдержав усталости.

Да, я знаю их слова и мысли: мы делаем свое дело не ради благодарности, а по зову сердца. Но... Для четверых новичков это была настоящая школа жизни, тот экзамен, который они выдержали. Попали в условия, приближенные к экстремальным, и не роптали, не ныли, работали, выполняли свой долг перед павшими предками. Видели слёзы горечи и разочарования тех, кому было обидно, что не вспомнили и не поблагодарили за труд. Тех, кто знает и через свое сердце пропускает ваши переживания и тяготы поисковой работы, в любой день готов был за вами отправить автобус, увезти из леса к теплой печке. Тех, кто по-настоящему гордится вами и знает, что вы с честью перенесете всё: ваших родителей, считающих, что вы выполняете нужное и святое дело.

Приятно было слышать в эфире областного телевидения, что в Мошенском районе набирает силу поисковый отряд «Надежда». Это про нас сказано, мы состоялись и работаем, нас благодарят. Невыразимое удовольствие — видеть красный флаг на доме поисковика. Не подарочный, а настоящий, под которым в бой шли его предки. Растрогали звонки от ребят накануне отъезда в лес с просьбой о том, чтобы взяли и их.

Хочу поблагодарить и тех из «Надежды», кто оставался дома, принимая участие в акциях и мероприятиях, приуроченных к празднованию Дня Победы. Вы тоже отстаивали честь отряда и показали, как он вам дорог.

Но обратимся к итогам Вахты. Результатом совместной работы объединённого отряда стало обнаружение останков 14 бойцов РККА. При проведении эксгумационных работ были найдены пять стандартных уставных «смертных» медальона. Один из них пустой, два отправлены на экспертизу, один прочтён в полевых условиях на Вахте, а один – по результатам экспертизы. По ним установлены личности двух бойцов 1269-го СП 382-й СД 59-й Армии Волховского фронта.

Это красноармеец Власов Иван Иванович, 1902 г. р. Уроженец деревни Шеломки Красноярского края (Шеломкинский сельсовет). Место призыва: Дзержинский РВК, Красноярский край, Дзержинский р-н. Адрес семьи тот же. Женат на Власовой Анне Семёновне. Был убит 23 января 1942 года. Родственники найдены.

Красноармеец Богатцев Иван Фёдорович, 1903 г. р. Уроженец деревни Чемодановка Пензенской области. Призван Канским РВК. Адрес семьи: Красноярский край (Тасеевский район, с. Тасеево). Пропал без вести в феврале 1942 года. В данный момент идёт поиск родственников. Запрос от жены о судьбе бойца датирован 1951 годом.

«Смертный» медальон Богатцева И.Ф. и еще один, находящийся сейчас на экспертизе (скорее всего, тоже принадлежит Богатцеву), были обнаружены без останков (недобор).

В своём отчете командир объединённого отряда А. Степанов отдельно отметил наших ребят: Елену Киннар, Аделину Хорошенко, Влада Петрова, Давида Муштакова, Николая Фокеева, Егора Положенкова и Арину Лавронову.

От себя лично благодарю за хорошую работу Ефима Никитина, Даниила Кудрявцева, Елизавету Сергееву, Максима Пиксаева и Семёна Лукина.

У каждого свой «Бессмертный полк». Наш «Бессмертный полк» – там, где воронки, траншеи, стрелковые ячейки, в которых лежат они, чьи фотографии появляются на улицах наших городов. Чьи имена записаны в документах как «пропал без вести» или «убит». Наш «Бессмертный полк» ждут родственники. Их слёзы благодарности за найденного деда, прадеда или близкого родственника, за найденную могилу своего Героя – это то, что связало меня и многих таких же, как я, с поисковой деятельностью.

Подготовила Мария КОНЕВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА