— Определение некоторым образом сразу ограничит, положит некие пределы такому явлению как семья. Хотя, может быть, эти пределы и существуют. Семья — союз любви двух свободных людей. Не рабов. Ведь, как известно, в Византии рабы не могли вступать в брак. Можно сказать и так: семья — это свободное изъявление своего желания умереть вместе с этим человеком.</p>
<p style="text-align: justify;"><strong>— Всем понятно, что семья — это надёжное плечо, это родные люди рядом. Во всяком случае, в одиночку жить никто не хочет. Почему же сейчас так много разводов?</strong></p>
<p style="text-align: justify;">— Потому что вот это свободное волеизъявление жить с человеком часто основывается на каких-то сиюминутных желаниях и иногда носит чисто потребительский характер. Если в семье нет главного — желания отдавать себя, а есть желание только получать, то рано или поздно приходит разочарование.</p>
<p style="text-align: justify;"><strong>— Предположим, что люди зарегистрировали свои отношения в ЗАГСе, но таинства венчания не прошли. Считают, что они и так живут душа в душу. Что Вы скажете на это?</strong></p>
<p style="text-align: justify;">— Православный брак — это Евхаристия. Всё в чаше Христовой. Супруги в таинстве венчания просят у Бога единомыслия, твердой веры, непорочного брачного ложа, и Господь это им подаёт. Люди через Христа пытаются сродниться друг с другом.</p>
<p style="text-align: justify;">Иногда молодым мамочкам я задаю два глупых вопроса: «Зачем вы выходили замуж?» и «Зачем вы рожали ребёнка?» Того ответа, которого я ожидаю, я ни разу не услышал.</p>
<p style="text-align: justify;"><strong>— А какого ответа Вы ждёте?</strong></p>
<p style="text-align: justify;">— Для того чтобы с этим человеком быть вместе. И, причем, всё время. Венчание, да и вообще брак, даёт людям возможность настолько сродниться в плоть одну, в одну душу, чтобы с человеком быть постоянно. Поэтому православная церковь настаивает на идеале единобрачия.</p>
<p style="text-align: justify;"><strong>— Как Вы считаете, из-за чего люди разводятся сейчас?</strong></p>
<p style="text-align: justify;">— В одном фильме была такая ситуация. Жену возмущало, что муж всюду оставлял чайные пакетики испитого чая. Везде: в чашках, в серванте, на столе. Вроде бы мелочь, а её просто колотило. Она не смогла жить с этим человеком и ушла от него. А ведь брак — это ещё и терпение, когда ты смиряешься с какими-то недостатками, привычками другого человека, которые ему свойственны, а тебе не нравятся.</p>
<p style="text-align: justify;"><strong>— Иногда разлад в семью вносят родители или друзья: «Он тебе не пара», «Она тебе не жена». И в какой-то момент жене начинает казаться, что её муж совсем не идеал мужчины, как она думала раньше, и наоборот.</strong></p>
<p style="text-align: justify;">— Идеализация супруга должна быть разумной. Как у жены, так и у мужа. Для жены муж вообще должен быть самым-самым. Это должно присутствовать в женщине на каком-то генетическом уровне, действовать как инстинкт самосохранения. К примеру: встречаются две подружки. Одна говорит: «Мой Вася BMW купил!» А у второй муж сантехником работает, и вот она сидит и думает: «Вот её Вася — это да! А мой-то дурак-дураком!» А вот пример разумной идеализации: «Да, у твоего Васи BMW, а мой зато пылесосит по воскресеньям! А твой Вася пылесосит что-нибудь, кроме своего BMW?»</p>
<p style="text-align: justify;"><strong>— Как нужно воспитывать детей, чтобы из них выросли хорошие отцы и матери?</strong></p>
<p style="text-align: justify;">— Известный ученый и педагог Н. И. Пирогов в своей статье о воспитании сказал: «Кого вы хотите воспитать: учителя, инженера, плотника? Нет, я хочу воспитать человека». Чего большинство родителей хотят для своего ребёнка? Чтобы он школу успешно закончил, чтобы в институт поступил и получил престижную профессию, чтобы зарабатывал хорошо и мог содержать жену и детей. Все это естественно и нормально, но не должно становиться во главу угла. Родители должны осознать, что выгоднее воспитать человека, который потом сможет стать учителем, инженером, плотником и, соответственно, если он будет человеком, то сможет стать хорошим отцом и хорошей матерью.</p>
<p style="text-align: justify;"><strong>— Что Вы посоветуете людям, которые только собираются вступить в брак?</strong></p>
<p style="text-align: justify;">— Вот как вы думаете, почему церковь советует жениться не раньше, чем через год после знакомства? Не потому, что ей не хочется, чтобы люди вступали в интимные отношения. Это время важно для того, чтобы узнать себя и узнать другого человека. В период жениховства люди играют определённые роли. Если я, к примеру, молодой человек, приглашаю девушку к себе домой, я же уберу грязные носки с монитора и постеры из «Плейбоя» наконец-таки скатаю в трубочку, может, даже пыль сотру. А вот после свадьбы, когда мы уже муж и жена, то грязные носки, висящие на мониторе, это уже не моя проблема, а твоя. Ты — моя жена, и ты должна эти носки постирать. Или другая ситуация: я никогда не приду на свидание в разорванных джинсах, я приду к маме и скажу: «Мама, ну тебе не стыдно, в чём твой сын ходит… » А после свадьбы включаются другие роли: «Ты — моя жена, и тебе должно быть стыдно, что я хожу в неглаженой рубашке».</p>
<p style="text-align: justify;"><strong>— Получается, что до свадьбы мы узнаем человека по тому, что он сам о себе расскажет, а после свадьбы мы начинаем узнавать его таким, какой он есть.</strong></p>
<p style="text-align: justify;">— Вы живёте вместе. И уже ничего не нужно показывать — всё рядом. Ты смотришь на неё, смотришь на себя и в какой-то момент начинаешь понимать, что жене не нравятся твои испитые чайные пакетики, разбросанные повсюду. Ну, если ты человека любишь — положи их в мусорку, наконец! И жена тоже начинает понимать, что надо зайти в интернет, набрать большими буквами «жареная котлета» и читать. То есть, нужно пожертвовать временем, чтобы порадовать человека. Ну это же так приятно — сделать человеку приятное!</p>
<p style="text-align: justify;"><strong>— Так в чем же секрет семейного счастья?</strong></p>
<p style="text-align: justify;">— Секрет в том, что секрета нет. Нет такого тайного знания, которое дано только посвящённым. Как нет двух одинаковых семей, каждая семья счастлива по-своему и несчастлива тоже по-своему.</p>
<p style="text-align: justify;">Цель брака — это любовь. И вот эту любовь друг к другу надо найти. Просто я, как православный священник, знаю, что источник любви — Христос. А люди не православные могут эту любовь найти, но могут не подозревать об источнике этой любви. Конечно, это сложно, но надо пытаться правильно задавать вопросы, как-то понемножку себя к этому подводить.</p>
<p style="text-align: justify;"><strong>— Благодарю, отец Иоанн, за интересную и душеспасительную беседу. Что бы Вы хотели сказать всем читающим нас супружеским парам?</strong></p>
<p style="text-align: justify;">— Я не знаю этимологии слова «супруги», но в «Житии св. Кирилла и Мефодия» я встретил такую фразу: один другому пишет: «Мы были, как супруги волов, тянущие плуг». То есть, те, которые сопряжены, запряжены вместе во что-то тяжёлое, что надо тянуть. Супруги, как те животные, которые запряжены в один плуг, в одну упряжку. И если один супруг станет филонить или будет на полголовы, на полкорпуса приотставать, то тяжесть всей упряжки ляжет на плечи второго. Но если вы оба вместе честно тянете, то тогда тяжесть этой упряжки будет распределяться на двоих.</p>
<p style="text-align: right;"><strong>Фото автора</strong></p>
Накануне праздника святых Петра и Февронии или как его ещё называют Днём семьи, любви и верности я встретился с настоятелем Крестовоздвиженской церкви отцом Иоанном, чтобы узнать о роли семьи в понимании церкви.
— Есть много определений, что такое семья: «Семья — ячейка общества», «Семья — тихая пристань, уютное гнездышко». Отец Иоанн, какое определение дали бы Вы?