Вторник, 05 ноября 2024

Редакция

По Ловати — до Смоленска

<p style="text-align: justify;">Наше общение с добродушным капитаном шведом Леннартом Видербергом ограничилось крепким рукопожатием. Леннарт не понимает по-русски, а я не говорю по-английски.</p> <p style="text-align: justify;">На помощь пришёл руководитель смоленского спортивно-экспедиционного клуба «Викинг-Нево» Сергей Сухорученков, который охотно рассказал о многолетней истории освоения древнего водного пути и экспедиции нынешнего года.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>По пути древних викингов</strong><br />Международная экспедиция, организаторами которой помимо смоленского клуба «Викинг-Нево» являются музей шведского города Нортелье и центр детско-юношеского туризма и парусного спорта города Новая Ладога, посвящена 1150‑летию Российской государственности (2012 год) и 1150‑летию Смоленска (2013).</p> <p style="text-align: justify;">Летом прошлого года по внутренним водным путям из города Нортелье через Стокгольм, Хельсинки, Выборг, Санкт-Петербург, по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов экспедиция прибыла в Великий Новгород. Тогда лодка осталась в древнем городе, чтобы принять участие в праздновании 1150‑летия Российской государственности. Год спустя экспедиция продолжилась, 2 июля стартовав от стен Новгородского кремля.</p> <p style="text-align: justify;">Путешествие планировалось в два этапа: второй по срокам должен был стартовать 15 июля в Великих Луках. Но 11 числа шведская лодка ещё была в Холме.</p> <p style="text-align: justify;">— Этот участок пути самый непростой, — поясняет Сергей Сухорученков, — по большому счёту, за более чем двадцатилетнюю историю путешествий «из варяг в греки» дальше вашего города по воде никто не проходил.</p> <p style="text-align: justify;">Непреодолимым препятствием для построенных по образу и подобию древних скандинавских и русских судов становятся речные пороги.</p> <p style="text-align: justify;">Однако интернациональный экипаж шведского судна (в его составе мореходы из Финляндии, смоленские ребята и спортсмены из Ленинградской области) в этом году намерен дойти до Смоленска, повторив водный маршрут древних викингов. При этом не используя современных транспортных средств.</p> <p style="text-align: justify;">— Если не получится в этом году, повторим попытку позже, только в другой сезон, когда вода будет выше. Есть версия даже о зимних волоках, — сообщает Сергей Васильевич.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>С Балтики — в Константинополь</strong><br />О водном маршруте из Балтийского моря в Византию подробно рассказывает ещё летописец Нестор в «Повести временных лет», называя его путём «из варяг в греки».</p> <p style="text-align: justify;">Этот путь имел многочисленные разветвления. В этом году драккар «Вольный ветер» отправился по маршруту: Великий Новгород, озеро Ильмень, Ловать, Великие Луки, реки Усвяча, Западная Двина, Каспля, город Демидов, озеро Каспля, реки Удра, Днепр, Смоленск.</p> <p style="text-align: justify;">— «Викинг — Нево» — единственная в мире организация, которая уже на протяжении двадцати четырёх лет изучает и осваивает древний путь, — рассказывает руководитель смоленского клуба.</p> <p style="text-align: justify;">Первая экспедиция стартовала в июле 1988 года от стен Смоленского Кремля. С тех пор экспедиции проводятся ежегодно. Смолянами пройдены водные пути от Балтийского до Чёрного морей, более двенадцати тысяч километров по России, Белоруссии, Украине, Эстонии, Латвии, Литве, Турции, Финляндии. За заслуги в экспедиционной деятельности клуб «Викинг-Нево» имеет награды Российского Географического общества и Федерального агентства по физической культуре и спорту.</p> <p style="text-align: justify;">— В 2004 году к нашему проекту подключился Новоладожский центр детско-юношеского туризма и парусного спорта, — рассказывает Сергей Сухорученков, — а скандинавские мореплаватели путь «из варяг в греки» осваивают с 1991 года.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Капитан и корабел</strong><br />Шведскую лодку, бороздящую тёмные воды Ловати, построил капитан экипажа Леннарт Видерберг.</p> <p style="text-align: justify;">— Под его руководством построены ещё три исторических судна 10 века в Смоленске и Санкт-Петербурге, — отмечает Сергей Васильевич, — Леннарт с чистым сердцем относится к России. Ему удалось объединить вокруг себя путешественников из Смоленска и Новой Ладоги. Но, главное, он настроен решительно пройти ещё никем не пройденный участок от Великого Новгорода до Смоленска.</p> <p style="text-align: justify;">Я поражаюсь отваге мореходов, рискнувших на лодке, сконструированной в глубокой древности, отправиться в такой дальний путь. А моего собеседника поражает совсем другое — то, насколько талантливыми были строители десятого века. Драккар идеально подходит для морских путешествий.</p> <p style="text-align: justify;">— То есть, если бы лодка была хоть на миллиметр короче или на сантиметр шире, было бы проблемно на ней ходить в море, — поясняет исследователь.</p> <p style="text-align: justify;">Но это не значит, что с «Вольным ветром» справится любой желающий. Драккар — это всё-таки корабль и предполагает навыки мореходства, особенно в дальних путешествиях. А ещё нужна недюжая физическая сила. И только поэтому, не из-за предрассудков, экипаж корабля — мужской.</p> <p style="text-align: justify;">— В прошлом году с нами в походе была одна девушка и достойно выдержала все тяготы путешествия, — вспоминает мой собеседник, — но это редкий случай. Девчонки в команду не идут.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Места и люди</strong><br />Причалившее к нашим берегам судно и в древности имело скорее мирные намерения. Оно использовалось для исследования новых земель и торговли.</p> <p style="text-align: justify;">В тот день было совсем нетрудно представить себе походы древних викингов. И не только от аналога древней лодки веяло историей. Она была во всём — в холщовых рубашках и кожаных башмаках, в которые были одеты члены экипажа, в предметах, которые они держали в руках.</p> <p style="text-align: justify;">— Вся одежда пошита из материалов, которые использовались в средневековье. Например, ткань для рубашек наших ребят соткана на ткацких станках умельцами Смоленщины. К костюмам скандинавов тоже трудно придраться. И ткань, и красители — натуральные, какими были в те времена, — рассказывает Сергей Сухорученков.</p> <p style="text-align: justify;">И это здорово смотрится на водных просторах Новгородчины. В свою очередь, команда искренне восхищается пейзажами местных берегов и живущими на них людьми, которые в большинстве случаев радушно встречают путешественников.</p> <p style="text-align: justify;">Итогом дальнего похода станет подробное описание былинного пути. Уже есть рабочее название для будущей книги — «Дорогой тысячелетия». В ней будет всё — история, археология, экология, рассказ о жизни людей в городах и весях, в которых останавливались путешественники. И ответ на многолетний вопрос экспедиции — каков он — путь «из варяг в греки»? Был ли? Есть? Или будет?</p> <p style="text-align: right;"><strong>Фото автора</strong></p>

На прошлой неделе к правому берегу Ловати причалила необычная лодка. Как выяснилось судно под названием «Вольный ветер» — точная копия древнего скандинавского драккара, а его экипаж — участники международной научно-спортивной экспедиции по водному пути «из варяг в греки».

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА