Считается, что испытания делают человека сильнее, но, столкнувшись с настоящим горем, где взять силы, если не в себе
Ещё два года назад стоял на въезде в деревню Вашково, что находится в Ермолинском поселении, приметный дом – бревенчатый, с арочными окнами. Родным дом был для троих своих детей Ольги и Андрея Луньковых и четверых ребятишек приёмных. Но в ночь на 18 сентября 2011 года в результате пожара, который произошёл из-за неисправной электропроводки, дом сгорел. Двое мальчиков погибли. Один – Дима, сирота в возрасте восьми лет, а другому, «кровному», Володе уже исполнилось 18. С этой огромной бедой Ольга, как сама говорит, будет жить всегда, но ради других детей держится молодцом. Семье Луньковых очень нужна помощь, ведь надо успеть до морозов доделать крышу в новом доме, который строят, и пол настелить.
Не гневить судьбу
По этому принципу живёт Ольга Владимировна.
– Если будете жаловаться, то друзей огорчите, врагов порадуете, себе не поможете, – говорит она. Хотя сама признаётся, что нет у неё врагов, ко всем с открытым сердцем идёт навстречу. И к ней люди тянутся. Тому свидетельство, что после пожара многие приносили добротные, нужные семье вещи, деньги жертвовали. Глава Сырковского сельского поселения Александр Козлов без промедления для Луньковых нашёл жильё. Им временно досталась комната на пятом этаже общежития, что на Пролетарской улице. Незавидное пристанище, но другого в деревне нет. Однако и в этих стеснённых условиях Ольга сумела создать домашний уют.
До переезда в деревню Вашково семья Луньковых жила как раз в Сыркове, в благоустроенной пятиэтажке. Но дети там босиком по полу даже летом ходить не могли – такая была холодная квартира. А потому, когда Оля и Андрей увидели объявление в газете, что продается сруб на дрова, заинтересовались. Решили сначала посмотреть, а там и купили недорого. Строение от пола до крыши разобрали и заново дом сложили. В нём были красиво обустроены пять комнат: девичья, мальчиковая, родительская спальня, гостиная, столовая. Причём всевозможные полочки, столы, детские кровати и даже кухонный гарнитур сделал собственными руками муж Андрей.
В холодное время семья собиралась у камина, который собственноручно сложил Павел – старший сын. Вообще в этом доме находилось множество авторских и по своему уникальных вещей. Окна были убраны оригинальными занавесями, сшитыми Ольгой, а напольная ваза в технике декупаж сотворена из обыкновенной, кем-то выброшенной за ненадобностью 20-литровой бутыли. Тогда бутылочное стекло покрасили в матово-розовый цвет, декорировали аппликациями, вырезанными из шёлковых обоев. И получился оригинальный орнамент. Ольга ведь окончила художественное училище в поселке Пролетарий по специальности художник-живописец. Плюс к этому еще и парикмахер-универсал. Раньше в её ведении были две частные парикмахерские, но когда семья перебралась в Вашково, любимое дело пришлось оставить.
Кому нужны чужие дети?
На этот вопрос Ольга Владимировна ответила:
– Ведь кто-то должен их пожалеть, приласкать, воспитать.
У неё всегда душа болела за детей брошенных, поэтому когда свои подросли (Павел и Миша уже имеют семьи, живут отдельно), договорились они с мужем взять ребенка из детского дома «Надежда», где Андрей несколько лет работал. Сначала Луньковы просто согласились присмотреть за маленьким Сашей, пока детдомовские воспитатели были в отпуске. Потом взяли его временно, на месяц всего, а затем старшие дети стали просить: не отдавайте обратно, помогать во всем будем. Так вот и оставили. Теперь это девятилетний сорванец: в тот день, когда я там побывала, прибежал из школы и грустно сообщил: «Тройка, мам…». Только по вихрам Ольга его потрепала и требовательно сказала: «Иди обедай, и за уроки немедленно. Проверю!».
В семье Луньковых воспитывались Вика и Коленька. Мальчик – тогда ему было 10 лет, плакал и тосковал. Оказалось, что есть у него еще и старший брат – Илья. Решили его тоже взять к себе. Потом Луньковы собирали сведения о родной семье братьев и выяснили, что есть у них наследство – дом в деревне Мытно. Поехали туда, половина дома, как оказалось, уже продана. Вторую при помощи адвокатов отвоевали. Сделали там ремонт, и теперь у братьев появилась хоть какая-то собственность. Следом приняли в свою семью супруги еще одного Илью и Катюшу – брата и сестру. Мама этих детей умерла после тяжелой болезни.
Ольга рассказывает, что когда в 2008 году Катеньку первый раз привезли в Вашково – после города в деревенский дом, да еще в глухомань, где нет ни школы, ни клуба даже, то девочка пришла в ужас. В 13 лет (сейчас ей 18) она, воспитанница СДЮШОР, уже была обладательницей нескольких медалей и победных кубков за участие в областных и зональных соревнованиях по вольной борьбе. Катя поначалу думала, что не сможет привыкнуть к сельскому быту. Но тетя Оля (так её всё приёмные дети называют) отогрела душу. Братишка же Илюша влился в новую семью сразу.
Не подвиг, а ответственность
Мне всегда казалось, что люди, которые берут на воспитание чужих детей, совершают подвиг.
– Это так? – Спрашиваю Ольгу.
– Да нет, – отвечает она. – Помогать детям, попавшим в беду, – нормально. Их надо просто понять и полюбить. А те, кто решился взять ребёнка на воспитание, должны осознавать, какая на них лежит ответственность.
Поясню, что приемный родитель – это домашний воспитатель с функциями опекуна, который отчитывается перед органами опеки и попечительства за материальное содержание, здоровье, воспитание подопечного до его совершеннолетия. Воспитательский стаж Ольги Владимировны уже 13 лет. Сейчас в семье Луньковых – трое приёмных детей.
Кроме домашних дел, нужно ещё и 30 кроликов накормить, обиходить. Кроме того, Луньковы содержат большой сад и огород. И тут уж все семейство старается. Правда, заготовки на зиму (до 300 банок за осень) – исключительно мамино дело. Уж очень у нее все вкусно получается!
– Но как удается каждый день накормить такую армию?
– Я вообще очень люблю готовить. Часто домашних балую выпечкой, – с гордостью сообщает Ольга.
О вообще она на все руки мастерица: вяжет, шьёт (даже шубы). Маникюр сделает не хуже, чем в дорогих городских салонах, стрижку стильную придумает и оформит в лучшем виде. Успеет вкусный обед для своих домочадцев приготовить и с каждым по душам поговорить. Вот, например, дочь Евгения, которой сейчас 14 лет, ещё и большая мамина подруга. Между ними нет никаких тайн.
Женя уже определилась, что будет поступать в Новгородское областное училище искусств – на отделение вокала. Мечтает о большой сцене и совсем скоро в социальной сети «ВКонтакте» появится первый музыкальный альбом, который она записала вместе с другом Владимиром.
– О чём песни? – поинтересовалась я.
– Так, про любовь…
И, правда, вопрос риторический. Разве может быть другая тема песен в таком возрасте.
– В школе меня спрашивают, как ты живёшь одна, родная, среди приёмных детей? Отвечаю, что мне любви и внимания вполне хватает, – с нескрываемой гордостью сообщает девушка.
Наверное, для любой семьи, чтобы была крепкой, важно уметь не только трудиться, но и отдыхать. У Луньковых походы с ночевкой к лесным рекам и озерам, рыбалка – давно за правило. Еще все любят банный пар и чтобы веничками душистыми пахло. Переехав в Сырково, первое, что сделали Луньковы, – построили баню. И, представьте, в этом году она сгорела, из-за перепада напряжения произошло замыкание на новом конвекторе (обогревателе, то есть). А в баньке хранилось много вещей, бытовой техники, которыми семья рассчитывала украсить свой новый дом, сделать его комфортным, не уступающим городским квартирам.
– Что же теперь, крылья сложить и отчаяться? Ни в коем случае, – оптимистично заявляет Ольга. – Впереди Новый год, значит, надо готовить веселые, красочные костюмы, маски. А перед Рождеством будем колядовать. В Крещение обязательно окунёмся в Волхове. На Масленицу станем печь блины. И жить будем, и радоваться тому, что есть, зиму провожать и встречать весну...
Поверьте, в этом доме, в одной комнате сельского общежития, зимы не бывает. Здесь всегда весна и все согреты сердечным теплом.
Светлана ЛАПТИЙ
Фото автора
и из семейного архива Луньковых