Поисковики отряда «Находка» подняли со дна озера Вельё останки советского лётчика.
По рассказам местных жителей
Осенью 2012 года поисковики получили информацию от местных жителей о том, что на дне озера Вельё лежит самолет времён Великой Отечественной войны. Они рассказывали, что еще в начале 90‑х годов некая группа водолазов из Новгорода проводила поисковые и подъёмные работы на озере. По словам очевидцев, из-под воды были подняты некоторые части советского самолёта. А вот были ли найдены останки экипажа, и какой модели был самолёт — никто ответить не смог. Фрагменты машины, оставленные водолазами на берегу, были сданы местными жителями в металлолом.
Обстоятельства работ двадцатилетней давности поисковикам «Находки» установить всё же удалось: на дне озера Вельё у деревни Пабережье водолазной группой были обнаружены обломки советского бомбардировщика Пе‑2. Машина на дне была обследована и, в связи с большими разрушениями фюзеляжа, руководитель работ решил её не поднимать.
Начнём сначала
Отряду «Находка» предстояла сложная, многоплановая работа. Весь поиск был начат заново. В течение зимы 2013 года дважды предпринимались экспедиции по поиску места падения самолёта. Несмотря на помощь Новгородской областной федерации подводной деятельности и Воронежского центра подводных работ «Пётр», проводивших магнитную съемку морским магнитометром и проверку обнаруживаемых магнитных аномалий сонаром кругового обзора, погружения водолазов на десятиметровую глубину, самолёт обнаружить не удалось.
Третья экспедиция была проведена в апреле 2013 года. Помог «Находке» Алексей Михайлович Иванов. Он с помощью магнитометрии нашёл предполагаемое место расположения самолёта на дне озера, а дальше нахождение на дне сложных конструкций было подтверждено через несколько дней отдельной работой по простукиванию дна.
В течение лета место падения самолёта неоднократно обследовалось водолазами Новгородской областной федерации подводной деятельности под руководством Айвара Степанова. На поверхность были подняты большая часть хвоста машины и одно шасси. На внутренних конструкциях хвостового обломка фюзеляжа обнаружен предположительный номер машины — 13/12. Поисковикам «Находки» удалось извлечь из-под воды обломки двигателей самолета, по которым были установлены их номера.
В документах не «звучал»
К сожалению, поиск самолёта по обнаруженным номерам в Центральном архиве Министерства обороны, который был произведён редактором интернет-сайта Солдат.ру, заместителем председателя совета Общероссийской общественной организации по увековечению памяти о погибших при защите Отечества «Поиск» Игорем Ивлевым результата не дал.
Самолет Пе‑2 с номерами 6/60 или 13/12, найденными на двух обломках самолёта, так и не «прозвучал» ни в одном из боевых документов авиации Северо-Западного фронта. Детали с разными сериями и номерами самолётов, поднятые с илистого дна с 11‑метровой глубины, фактически вносили лишь путаницу, хотя в любом другом случае могли стать и ключом к разгадке тайны гибели боевой машины.
Поиск зашёл в тупик, и требовались новые работы на месте падения бомбардировщика.
Фрагменты + фрагменты
6 января 2014 года командир поискового отряда «Находка» Александр Морзунов с помощью «кошки» поднял со дна озера овчинную цигейку, фрагменты свитера и расстегнутый командирский ремень, что позволило надеяться обнаружить останки летчиков.
25 января поисковики отряда и водолазы из Великого Новгорода продолжили работы над местом гибели бомбардировщика. Со дна озера удалось поднять фрагменты самолёта, самыми крупными из которых были кислородный баллон и дюралевые детали обшивки. Во второй день экспедиции был обнаружен рулон широкоформатной плёнки (без эмульсии), который позволил предположить, что самолёт принадлежал 72‑му пикирующему бомбардировочному авиаполку (пбап). Так же удалось найти парашютную сумку, в кармашке которой лежала свернутая записка, по которой удалось установить даты переукладки парашюта: 08.01., 09.02., 09.03.42. Переукладки исполнил боец Ковтун.
При нулевой видимости
Глубина свыше 11 метров, слой ила более полуметра, почти нулевая видимость не позволяли применить археологические методы работы с использованием гидроразмыва или послойного отбора материала. Поисковиками «Находки» был изготовлен грейферный захват, который погружался на электролебедке с помощью построенной вышки. Первые же погружения грейфера привели к подъему частей парашютной системы и кусков масляного радиатора.
Спустилась ночь, работу пришлось отложить на следующий воскресный день.
В воскресенье утром поисковики-умельцы Александр Морзунов и Виктор Белов приладили к грейферу сетку-рабицу. С её помощью появилась возможность захватывать и поднимать наверх даже самые мелкие вещи. С нескольких захватов удалось поднять части меховой лётной куртки и гимнастерки с останками воина.
Работа велась очень кропотливо, каждый кусочек, будь то ткань или железо, тщательно промывался в ледяной воде. Эта тяжелая работа досталась и членам военно-патриотического клуба им. А. Быстрова, которые вместе с руководителем Леонидом Польским приехали на помощь.
Картон и ножницы
И вот в застегнутом кармане обнаружили сложенный вдвое комок картона и маникюрные ножницы, а на петлицах воротника ярко алели малиновые треугольники старшего сержанта.
Комок оказался удостоверением личности погибшего солдата. Разворачивание его по возвращении на место базирования отряда «Находка» наконец-то дало фамилию владельца: в графе «Подпись владельца удостоверения» четко значилось тушью «Н. Чёрный». В удостоверении было и фото бойца, однако эмульсия вымылась водой и временем.
Обращение к конспекту архивных документов, а также консультация известного специалиста по ВВС Ильи Прокофьева привели к определению погибшего и времени гибели самолёта. В оперативной сводке 72‑го пбап упомянута боевая потеря Пе‑2 (номера самолета и моторов не указаны), которая произошла 9 мая 1942 года в районе озера Вельё.
Причина падения машины осталась неизвестной. В других исследованных архивных документах упоминания этой боевой потери нет. Экипаж самолета — лейтенант Мишин, ст. лейтенанта Галушкин, ст. сержант Чёрный. Причём офицеры остались живы, а погиб только воздушный стрелок-радист — старший сержант Чёрный Николай Александрович, 1916 г. р., уроженец г. Клинцы Орловской (ныне Брянской) области, призван Мглинским РВК.
* * *
Сейчас предпринимаются все возможные попытки по поиску родственников воина.
Продолжение следует
Любовь ТРЕТЬЯКОВА
Фото автора
Опубликовано в газете 6 февраля