Среди наших земляков, участвовавших в афганской войне, был и уроженец деревни Новый Скребель Виктор КОРОВКИН, который сейчас жив¸т в Крутуше. Так распорядилась судьба, что его срочная служба с декабря 1980‑го по ноябрь 1982‑го прошла в Афганистане.
Как снег на голову
Правда, о том, что придётся служить в Афганистане, ни Виктор, ни его товарищи представить себе не могли. Крепкий боевой парень увлекался спортом в школе, был активистом. До армии успел поработать механизатором и водителем в совхозе «Селигер». А когда пришло время служить, Виктор надеялся попасть в какие-нибудь элитные войска в СССР. Но, получив отсрочку по состоянию здоровья, продолжил работать в совхозе «Селигер».
Сразу зарекомендовал себя добросовестным тружеником. Как победителю соцсоревнования, ему доверили новенький трактор. Только молодой механизатор почувствовал все прелести сельской жизни, как нежданно-негаданно пришла повестка в армию. Даже с мамой Виктор не смог попрощаться по-людски. Зная, что сыну была дана отсрочка, и ни о чём не подозревая, она уехала по путёвке в Пятигорск.
До последнего момента ничего не знал и будущий защитник Советской армии. Надо, значит, надо. Он не кисейная барышня, что-то там обсуждать. Да и в семье рос послушным, работящим и хозяйственным мужиком.
Такие были порядки в семье, таков был его характер.
Ни о чём не догадывались призывники, когда самолётом летели в Ашхабад. Переночевав в городе, наутро несколько человек с командиром отправились на железнодорожный вокзал. В их числе оказался и наш герой.
На Афганской земле
Железнодорожный состав с молодыми бойцами мчался вдоль Афганской границы и направлялся в Кушку. Там базировался центр подготовки специалистов, к которому отовсюду стекались эшелоны с войсками. Тут на приграничных пунктах шло непрерывное переформирование прибывших и формирование новых подразделений. Специальную подготовку здесь прошёл и рядовой Коровкин, после чего был направлен на «оказание интернациональной помощи» вглубь Демократической Республики Афганистан.
Виктор Коровкин служил в автороте 350‑го Гвардейского парашютного десантного полка, который последним покинул Афганистан. Их воинская часть базировалась неподалёку от Кабула. Первые полгода службы он был водителем «Урала», обеспечивая подвоз боеприпасов к местам боевых операций, доставлял воду и другой необходимый груз между воинскими частями.
В составе колонны ему очень часто приходилось выезжать, ежедневно рискуя собственной жизнью. Особенно было опасным движение по горным дорогам. Оно осуществлялось после инженерной разведки. Если огонь с соседней скалы, колонна смыкается — машина плотно подходит к машине, и в промежутке между скалой и колонной передвигаешься, как по траншее. Стволы в сторону противника и огонь по «зелёнке».
— Поначалу сильно доставали душманские снайперы, в первую очередь выбивавшие радиста и командира, лишая подразделение управления, — рассказывает Виктор Михайлович. — Рации с согнутыми антеннами стали прятать в рюкзаки, а офицеры в горные рейды начали одеваться, как солдаты. Чтобы понять всё это, надо там побывать. Было всегда приятно и радостно каждому командиру, когда личный состав возвращался с боевых операций или после сопровождения грузов целым и невредимым, без убитых и раненных.
— Этому, конечно, предшествовала огромная подготовительная работа, — продолжает ветеран афганской войны. — Хорошо организованная колонна, огневое сопровождение, правильная расстановка зенитных средств, проинструктированный водительский состав — это важное условие того, что душманы не тронут колонну, и она не попадёт в засаду. Выполняя успешно такие боевые задачи и без потерь, командиры получали огромное удовлетворение от того, что внесли частицу себя в боевой процесс, и гордились этим.
За смелое и грамотное выполнение боевых задач вскоре Коровкина назначают командиром 1‑го отделения и заместителем командира взвода с присвоением звания сержант.
Заслуженный отпуск
За время службы в Афганистане Виктору Коровкину пришлось повидать всякое. Это внезапные обстрелы автоколонн, гибель и ранения товарищей, оказание помощи сослуживцам в бою.
Память воина-интернационалиста навсегда хранит случай, как, невзирая на артобстрелы душманов, наши бойцы смогли вытащить подбитую советскую БМП. Если на место взрыва сослуживцы прибыли бы на несколько минут позже, спасти никого не удалось.
Командир, командовавшей той операцией, вызвал тогда всех наших бойцов и, объявив благодарность, решил представить к медалям. Вдруг один из военнослужащих робким голосом спросил:
— Товарищ полковник, а можно вместо наград съездить в отпуск домой?
— Интересная постановка вопроса, — строгим и одновременно одобрительным тоном ответил командир. — Все хотят в отпуск? — поинтересовался полковник у отличившихся бойцов.
Отделение сержанта Коровкина кивнуло головами.
— За отличную службу объявляю всем 30 суток краткосрочного отпуска, — произнёс командирский голос.
И хотя Виктору Коровкину до завершения службы оставалось всего несколько месяцев, конечно же, побывать на родине было великой радостью. Ведь краткосрочный отпуск там давался крайне редко, только по уважительным причинам.
Возвращение домой
Загорелого и возмужавшего сержанта селяне Нового Скребля встретили с неистовой радостью. Только вот мать, Людмилу Михайловну Коровкину, сын не застал дома. Она из-за переживаний слегла в больницу.
Едва Виктор переступил порог хирургического отделения Демянской ЦРБ и спросил у медсестры, в какой палате его мать, Людмила Михайловна уже с радостным и испуганным оханьем выбежала, услышав родной голос.
— Витенька, сынок! — восклицала со слезами, но безмерно радостная в тот момент женщина. — Вернулся, милый!
Их объятия были крепкими и счастливыми, их Виктор Михайлович запомнил на всю жизнь, даже после смерти мамы, которая ушла из жизни три года назад. Это была мудрая и добросердечная женщина, с которой, так получилось, мне приходилось не раз общаться.
После службы в Афганистане Виктору поступали разные предложения устроиться на работу. Но ностальгия по родной деревне оказалась для него превыше всего. А когда бывший председатель совхоза «Селигер» предложил ему место водителя на новый ЗИЛ‑157, афганец, не раздумывая, остался в здешних краях.
Вскоре на отважного хлопца нахлынула любовь. Ещё до армии он познакомился с Галинкой из соседней Крутуши, мимолётом повстречался во время своего отпуска. Галина к тому времени только закончила школу. Виктора она полюбила с первой встречи, только боялась в этом признаться. Нравы тогда были другими. И однажды молодой человек попросил у её отца разрешения сходить в кино с Галей.
С той поры и начался их счастливый роман, которому в этом году исполняется тридцать лет. А результатом их искренней любви стали славные дети — Елена и Андрей.
* * *
Пользуясь случаем, хочу поздравить эту семью и всех ветеранов боевых действий, локальных войн и военных конфликтов с Днём памяти о россиянах, исполнивших служебный долг за пределами Отечества, пожелать уверенности в жизни, счастья, здоровья и долгих лет жизни.
Александр ШПИЛЁВ
Фото автора
Опубликовано в газете 13 февраля