Любытинский район опять удивил планету всю. Теперь мы умудрились выпить стеклоочиститель – смертельно-ядовитую жидкость. На уровне «коллективного бессознательного» нескольких поколений горьких пьяниц, признанную непригодной для получения «синего кайфа».
«Глэйд стар» – звезда поляны
Свои экстремальные тесты стеклоочиститель прошёл ещё лет 10 тому назад, на заре своего производства. Алчущие сограждане присутствующий в его составе метанол вымораживали и перегоняли, пытаясь перевести в этанол. Но алхимия заканчивалась плачевно – 30 миллилитров выпитого метанола являются смертельной дозой для человека.
На еще большую беду, принятое на грудь нашими алкоголиками средство «Глэйд стар» изначально было изготовлено с нарушением норм производства и являлось небезопасным даже при его использовании по назначению, в бачке омывателя. Содержание метилового спирта колебалось от 13 до 45%, что в сотни раз выше нормы (0-0,2%). Опасно вдыхать даже пары этого вещества, проникающие внутрь автосалона – а они употребили внутрь, практически целиком распив 5-литровую канистру на семерых. Коварство ситуации состояло в том, что на вкус и запах метиловый и этиловый спирт различить сложно и один из ныне покойных участников вечеринки даже рассказывал соседям, что стеклоочиститель пьется легко, как джин.
По словам медиков, пытавшихся спасти несчастных людей, клиника их отравления была типична – потеря зрения, почечная и печеночная недостаточность, на первых порах симптомы интоксикации – неукротимая рвота, у одного – серия судорожных приступов с дальнейшим уходом в кому. Очень быстро оказался поражен весь организм. Двое умерли на месте, самые стойкие продержались 4 суток, одна женщина выжила, но ослепла. Но своей жизнью она обязана исключительно ответственности медицинских работников, активно искавших разбежавшихся с места вечеринки пострадавших. Находясь в состоянии аффекта, любители стеклоочистителя не могли адекватно оценить свое состояние, отказывались от госпитализации и пытались выдернуть капельницы, чтобы успеть похоронить уже погибших у них на глазах участников праздника.
Шестеро погибших одним махом – это сильный удар по демографии не только депрессивного Любытинского района, но и области в целом. Мы вновь оказались в фокусе внимания региональной прессы, которая, выехав на место, без труда зафиксировала на камеру всё ту же картинку. Смурной, отекший асоциальный элемент, с трудом переставляя ноги и поддерживая друг друга, словно влекомый магнитом, стекался к дверям магазина «Черный кот». Где собственно, и был куплен тот роковой стеклоочиститель, а прежде на «ура» расходилось спиртосодержащее средство для чистки ванн. Картинка была отснята и протранслирована на всю область, что дало основание нашим соседям, покачивая головой, обобщить: «Этот пьяный Любытинский район».
Окромя воды и керосину
Законодатель предпринимает решительные меры: увеличивает цены на алкоголь, поднимает акцизы, что приводит к закрытию торговых точек. При отсутствии легального дешевого, но качественного алкоголя люди со сформировавшейся потребностью начинают пить суррогат.
Вроде как исторический факт: «На Руси есть веселие питии, не можем без того быти...»(«Повесть временных лет»). А по теме употребления суррогатов есть другой анекдот: национальный герой адмирал Макаров (1948-1904 гг.) был приглашен с визитом на японский военный корабль. Его зовут к столу и спрашивают, что будет пить адмирал? Он отвечает: «Адмирал пьет все, окромя воды и керосину. Но если совсем ничего нет, давайте керосин».
Но любытинский нарколог Ирина Липатова рассуждает:
– В обществе всегда существовала прослойка, для которой бытовое пьянство – это нормально. Или такие люди, для которых возможность «выпить – расслабиться» существует в адаптированном варианте.
Но именно сейчас стали возможны тяжелые формы асоциального поведения.
Помните – во все времена существовала зависимость трудовой занятости и распространения алкоголизма. Как только появлялась возможность зарабатывать – алкоголизм пусть и не сходил «на нет», но он становился ощутимо меньше. Теперь, когда и адаптированный к жизни человек не всегда работу найдёт, в условиях безработицы и безденежья увеличивается количество людей малообразованных, с низким уровнем требований к жизни, с несформированным кругом интересов. И то, что они начинают пить суррогат, уничтожая свое здоровье и потенциал нации – это не естественный отбор. Это - провокация асоциального поведения.
Глупо утверждать, что люди не понимают, что делают. Каждый из них знает – если прежде для алкоголика было нормально приобрести полинейропатию к 50-60 годам (нужно было пить лет 20-30, чтобы погибли ветви нервов), то теперь – ноги отказывают уже в 30-40 лет. Суррогаты внутрь – это раннее формирование алкогольных психозов (в том числе нетипичных, протекающих с судорогами и потерей сознания), ранних циррозов.
Алкоголизм – болезнь сложная. Она хитрая, она подлая, она может подстеречь практически здорового человека в сложных жизненных обстоятельствах. Есть люди, которые не пьют годами. Есть такие, что живут от кодировки до кодировки – год не пьют, потом срываются, несколько недель из жизни вычеркнуты. Потом – опять кодировка, человек и семья ещё год живут в спокойствии. И в этих ситуациях роковую роль имеет доступность дешевого пойла – вот магазин, «живоносный источник», почему бы не пойти и не купить?
Доступность суррогата имела решающее значение всегда. Если в Зарубине нет магазина, куда в любое время стекается за средством для чистки ванн страждущий люд — случаев отравления алкоголем здесь меньше в разы. Даже если допустить наличие «точек розлива» на дому — это картину не портит. По словам врача-нарколога, с открытием магазинов, подобных «Чёрному коту», структура алкогольных психозов меняется в разы. В наркологической практике существует система наблюдения за такими больными и в медицинской документации со слов потерпевшего фиксируется – употреблял суррогат. Правда, чтобы использовать этот факт как серьезный юридический аргумент, необходимо произвести химическую экспертизу содержимого его пищеварительного тракта. Иначе очередной случай тяжелых судорог и поездки «на Валдай» будет классифицирован как отравление неизвестным веществом.
Тем не менее, по факту такой медицинской статистики понятно: за последний год «котиками» отравилось, потеряло ноги и печень, уехало в дурдом с алкогольными психозами и судорогами очень много народа. И если бы эта семерка не хватила бы канистру стеклоочистителя – практика «противоестественного отбора» продолжалась бы. Такой дорогой ценой нам пришлось оплатить ослабление «животворного источника» в центре Любытина.
Лучше – как лучше
Неправильно будет сказать, что борьба с «котиками» не велась вовсе. Когда нарколог, имея на руках анализ динамики алкогольных психозов за год, обратилась в антинаркотическую комиссию - на очередное заседание был приглашен директор любытинского магазина «Чёрный кот». На следующее заседание – управляющий несколькими сетевыми магазинами этой линии. Оба согласованно пояснили – торговля спиртосодержащими веществами бытовой химии ведется на законном основании. Они имеют право торговать товаром, снабженным соответствующим сертификатом качества. Изъять из оборота ту или иную жидкость владельцы магазина могли только добровольно, а могли и не изъять – как бы не старались местные чиновники и работники полиции. И за тем, кто и с какой целью покупает товар, продавцы следить не обязаны. Тот же «Глэйд стар», согласно оборотным ведомостям, раскупался очень бойко, причем не только в Любытине, но и Боровичах, и Пестове. Но выпить ее пришло в голову только одному покупателю из сотни.
– Недавние проверки выявили, что обороты от продажи алкоголесодержащей продукции в «Чёрном коте» были не так уж велики – порядка 20% от общей прибыли. Но руководство не захотело отказаться от этой малости. В результате оно получило гораздо больше проблем, чем если бы вовремя прекратило продажу суррогатов. Поэтому подчеркиваю: быть социально ответственным – не значит выращивать на себе эфемерные «крылья». Это имеет реальное практическое значение, формирует имидж, прибыль и перспективы, – считает глава района Тимофей Гусев.
По данным областной прокуратуры, после гибели «любытинской шестерки» в ходе доследственных и следственных действий из магазинов сети «Чёрный кот» было изъято более 240 литров стеклоомывателя. Следственными органами Следственного комитета РФ по Новгородской области было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 238 УК РФ (Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности).
К уголовной ответственности будет привлечен тот, кто умышленно изготовил продукцию не соответствующую требованиям безопасности, предоставил сертификаты соответствия и сбыл ее, однако кто именно и в какой мере – ответит следствие и суд.
Прокурор района Константин Дмитриев комментирует:
– Репрессивные меры в отношении только одного «Черного кота» – мера недостаточная. Нельзя упустить из вида тех, кто готов занять его место на рынке суррогата: расплачиваются опасной жидкостью за сданный деклассированным элементом «металл», колку дров и другие услуги.
Не нужно быть равнодушным: дескать спиваются – и поделом им. Если вам известны случаи распространения алкоголя сомнительного происхождения – сообщите в полицию или прокуратуру. Перекрыть каналы сбыта – в наших силах.
Кира СОБОЛЕВА
Фото Надежды ЕЛИСЕЕВОЙ
Опубликовано в газете 28 февраля