Пятница, 01 ноября 2024

Редакция

Убежавшие от войны

Семья из украинского города Краматорск нуждается в нашей с вами помощи

По программе содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на Новгородчину в прошлом году приехали 427 человек, в 2014-м – их уже более полутысячи, 96 – переселенцы из Украины. Причем весной, в мае, появились первые семьи, которым пришлось вынужденно покинуть свои дома из-за военных действий. По данным департамента труда и социальной защиты Новгородской области, большинство приехавших разместились в Великом Новгороде у родственников, одна семья отправилась в Чудовский район, три – в Солецкий, где им было предоставлено муниципальное жилье. Семь человек уже обратились в управление федеральной миграционной службы региона за статусом беженца, двое – за предоставлением временного убежища. Большинство из них подумывают о том, чтобы остаться в нашем регионе навсегда. Предстоит сделать выбор и украинской семье Терещенко, которой война перекрыла обратный путь на родину – в город Краматорск.

Далеки от политики
Небольшой частный домик 80-летней пенсионерки из поселка Тёсово-Нетыльский в конце апреля наполнился голосами – к бабушке Маше с Украины приехали долгожданные гости: дочь, внучка и правнучка. Приехали погостить и рассчитывали уже через месяц вернуться домой, так как в родном городе всех ждали дела: недавнюю пенсионерку Татьяну – заботы на даче, 30-летнюю Светлану – работа, а пятилетнюю Лизу – любимый детский сад. Все они не предполагали, что обратный путь на родину отрежет война, и ради безопасности ребенка они будут вынуждены остаться в России. Первые дни все они еще надеялись, что вот-вот все наладится, и они отправятся в обратный путь. Но в тревожных сообщениях о бомбежках и обстрелах все чаще и чаще стал звучать их адрес – город Краматорск.

История семьи Терещенко типична для Украины, и тем более – для Юго-Востока. Бабушка Маша – русская, в России, в Белгородской области, в 1957-м родилась ее дочь Татьяна. Дети и внуки которой уже по паспорту – украинцы. Как им жилось все эти годы? Предвещало ли что беду? Это были первые вопросы, которые я задала Татьяне Ивановне при нашей встрече. Как призналась женщина, до начала этого года, ознаменовавшегося кровавыми событиями на Майдане, все они были далеки от политики, а о своей национальности никто из жителей Краматорска и не задумывался:

– Я на Украину еще молоденькой уехала, к тетке, да так и осталась там, в училище строительное поступила, потом на стройках работала, замуж вышла. Не было никогда такого чувства, что я в другой, в какой-то чужой стране живу. Ни тогда, ни сейчас. У меня друзья и русские, и украинцы, в том числе и с Западной Украины. Да, у них другая культура, готовят другую еду, но все они добрые, отзывчивые – ни про кого из своих знакомых слова плохого не скажу.

В разговор вступила бабушка Маша, поддержав дочку:

– У меня на Украине две племянницы, внучка и правнук, всегда одним народом были, а что сейчас?! Сегодня старшая дочь моей Татьяны Наташа из Краматорска звонит и рассказывает, что недалеко от них в девятиэтажку снаряды попали, а им повезло – мины упали во дворе и не разорвались. Всех из-за этого эвакуировали, обезвреживать будут. А подвала, где спрятаться, в их доме и вовсе нет. Говорит, что услышат гул, сразу на пол падают с сыном и так лежат. Да разве так спасешься? И это как раз во время перемирия, которое Порошенко объявил! Там у них за городом дача есть, урожай пропадает, но ходить туда страшно. Сердце разрывается, слов нет. А этим, куда им назад с ребенком ехать?! Не пущу!

Помоги им, Боже!
Татьяна призналась, что и они, хоть и рвутся назад домой, стали понимать – пока что обратной дороги назад нет:

– Пока мы здесь были, наши надежды на скорое прекращение войны таяли с каждым днем. В мае – трагедия в Одессе, которую мы наблюдали по телевизору и плакали, потом Славянск – раненые, убитые, и простые люди, готовящие еду на кострах. А теперь и наш Краматорск – расстрелянная маршрутка с заводчанами, разбитые минами дома... Вместе с этими военными сводками пришло осознание того, что надо как-то устраивать свою жизнь здесь, хотя душа рвется домой. Даже маленькая Лиза все время плачет и каждый день вспоминает о доме.

Бабушка Маша добавила:

– Да, если бы только вспоминала. Я человек верующий, у меня в каждой комнатке, в каждом углу иконки висят. Так я на днях такую картину увидела – Лизонька наша встала на коленочки перед ними и приговаривает: «Боженька, помоги и спаси моего папочку, тетю, крестную и всех деток в садике». И всех-то по именам называет. Она так добрый час по всем углам на коленках ползала. Что ж такое надо сделать, чтобы пятилетний ребенок такое испытывал…

Терещенко приехали в отпуск с минимумом летних вещей и с обратными билетами. Те немногие деньги, что у них были с собой, уже потрачены, пенсия, которую Татьяна успела оформить в апреле, на карту не приходит, и прожить вчетвером на одну пенсию бабушки Маши – просто нереально.

Убежавшие от войныСвоих в беде не бросают
Первое, что сделали старшие Терещенко – посадили огород Марии Ивановне, которая в силу своего возраста делать это не собиралась. А еще – все, что могли, покрасили и перемыли в доме. Вторым шагом стала поездка в Великий Новгород, в Управление федеральной миграционной службы, так как срок миграционной карты, полученной на границе на три месяца пребывания в России, закончится уже в июле. Как рассказывают женщины, отнеслись там к ним хорошо: родившейся в России Татьяне по российским законам можно будет оформить временное проживание на три года,  пообещали до окончания конфликта не выдворять из страны и ее дочь Светлану. Но для этого им необходимо получить массу справок, которые стоят немалых денег. Выход был один, как сказала Татьяна Ивановна – срочно устроиться на работу:

– Только для того, чтобы дочке каждый месяц миграционную карту продлевать, надо по 1200 рублей выкладывать. Чтобы разрешение на работу оформить – вообще тысячи. А у нас денег даже на дорогу до областного центра нет. Как нам объяснили, каких-то особых законов для тех, кто из-за войны оказался на территории России, нет. Успокоил нас поход в местную администрацию. Не скрою, очень стеснялись к главе поселения идти, так как никогда с протянутой рукой не ходили, всю жизнь сами зарабатывали себе на жизнь. Но он встретил нас очень хорошо, пообещал, что в беде не оставит. Как-то сразу от сердца отлегло.

Мы тоже встретились с главой Тёсово-Нетыльского городского поселения Николаем Величанским, вот что он рассказал о встрече с украинскими беженцами:

– Прежде всего, хочу сказать, что эти люди произвели на меня хорошее впечатление – скромные, работящие. Главное, что они просили – это устроиться на любую работу, чтобы не сидеть на шее у старенькой мамы. Обещаю, что окажу им поддержку – все, что в моих силах. Специальность у Татьяны Ивановны – строительная, так что, надеюсь, что устрою ее на работу. Понимаю, что и «живые» деньги этой семье нужны, буду искать спонсоров. Не бросим их, конечно. Своих в беде не бросают.

Поможем, чем можем
Когда готовился материал, в СЧМИ появились сообщения, что в Краматорске военные действия прекратились, туда стало поступать продовольствие, пенсионные и другие социальные выплаты. Но в общем обстановка на Юго-Востоке Украины продолжает оставаться напряженной, поэтому помощь застрявшей в России украинской семье лишней не будет.

Как я узнала на днях, деньги на получение справок Тёсово-Нетыльская администрация нашла, возможно, скоро Татьяна Ивановна будет устроена на работу. Однако Терещенко нуждаются и в самых элементарных вещах: средствах гигиены, сменной и теплой одежде и продуктах. Да и у маленькой Лизы нет ни привычных детских книжек, ни игрушек.

Мы, журналисты, решили узнать, как можно помочь беженцам поневоле, и сделали серию звонков в самые различные инстанции. В Управлении УФМС по Новгородской области прямо заявили, что оказание помощи в их обязанности не входит, и оформление документов проходит в порядке, установленном для всех. В департаменте труда и социальной защиты населения Новгородской области помощь оказывают лишь в трудоустройстве, а какие-либо выплаты в виде разовой поддержки, в соответствии с российским законодательством, оказывают лишь гражданам России. Сотрудники департамента объяснили, что на сегодняшний день помощь приехавшим украинцам оказывают лишь добровольцы-волонтеры, представители православной церкви и Красный Крест, и дали несколько телефонов. По одному из них удалось дозвониться до тех, кто в Великом Новгороде собирает гуманитарную помощь для отправки на Юго-Восток Украины. Молодой человек взял координаты нашей семьи и пообещал организовать доставку продовольствия. В местное отделение Красного Креста мы поехали сами и отобрали немного вещей для Татьяны, Светланы и Лизы, а также детские игрушки. Если и вы захотите поддержать семью Терещенко, то можете связаться или с редакцией газеты «Звезда», где есть контактный телефон, или позвонить в поселок Тёсово-Нетыльский.

Телефон редакции: 76-60-35.

Телефон администрации Тёсово-Нетыльского городского поселения: 743-478.

Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Фото автора и с сайта fraza.ua

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА