Дорогу к бывшему монастырю помогли преодолеть местные краеведы
Новгородская земля до сих пор таит в себе бесчисленное множество тайн и исторических загадок. Для искусствоведов и историков она неиссякаемый источник научных изысканий, а художники, поэты, писатели находят здесь творческое вдохновение. Неограниченные возможности открываются и для краеведов.
Святые обители – утраченные и сохранённые
Наверное, не было на Руси другого города, который, как Новгород, был окружён столь плотным кольцом святых обителей. И каждая из них имеет свою уникальную историю. Например, в совсем недавно изданной книге новгородского искусствоведа Людмилы Секретарь «Монастыри Великого Новгорода и его окрестностей» представлены короткие очерки о 64 монастырях! Причем упоминаются в ней только те, что располагались в черте окольного города и 20–30 километрах от него. А сколько их было разбросано по всей земле Новгородской до самого Белого моря?
Большую работу по систематизации сохранившихся и навсегда утраченных памятников архитектуры нашего края провели и краеведы Новгородского района, сотрудники районной библиотеки Татьяна Смирнова и Елена Смирнова. Итогом их труда стала небольшая по формату книга, изданная в 2012 году скромным тиражом под редакцией Светланы Колосовой. В ней есть короткие описания 56 монастырей. Если о сохранившихся памятниках архитектуры искать сведения не так уж сложно, то о тех, что утрачены безвозвратно, найти информацию было совсем не просто, а уж восстановить их расположение – и вовсе стало задачей со многими неизвестными. Даже имея на руках исторические документы, а это чаще всего летописи, в которых есть первые упоминания о той или иной обители, сложно было установить точные координаты древних построек. Например, чтобы определить, где находились уже давно не существующие Мостищский, Сутоцкий, Перекомский, Понедельский, Взвадский монастыри, исследователи работали не только в теплых помещениях архивов, но и преодолевали пешком десятки километров по бездорожью, разговаривали с местными жителями, старожилами сел и деревень.
Кроме того, важно не только установить хотя бы приблизительное местоположение той или иной обители, но и представить, как они выглядели. В этом исследователям помогают записки путешественников. Например, барон Августин Мейерберг путешествовал по Руси в составе цесарского посольства в 1661–1663 годах в сопровождении трех художников. Итогом пребывания Мейерберга в России явилось богато иллюстрированное «Путешествие в Московию», содержащее интересные, хотя порой и тенденциозные, сведения о политической истории, государственном строе и быте России XVII века. Самым ценным в этом сочинении всё же считаются замечательные рисунки, по которым можно судить об архитектуре, быте, одежде, средствах передвижения наших предков. Есть среди них и рисунок Понедельского монастыря.
Вот к этой забытой святой обители я и совершила недавно небольшое путешествие. Почему именно его я выбрала объектом своего внимания? Во- первых, с ним связан самый драматичный отрезок истории Великого Новгорода второй половины XIV столетия – начало его присоединения к Москве, а, во-вторых, среди краеведов Новгородского района нашлись энтузиасты, готовые показать туда дорогу. О том, что недалеко от деревни Большие Поляны существовал монастырь с таким необычным названием, мне рассказала директор Пролетарской библиотеки Ольга Ершова и предложила совершить туда экскурсию. Сама она там тоже ни разу не была, но давно мечтала об этом. Как оказалось, дорогу к святой обители прекрасно знает известный в районе краевед, писатель из поселка Пролетарий Владимир Зимин. Владимир Павлович не заставил себя упрашивать, с удовольствием согласился провести экскурсию.
Поиски утерянных фактов исторического прошлого родного края – его давнее увлечение. Он постоянно работает в архивах, изучает труд известного историка Василия Татищева «История Российская», в котором несколько глав посвящено Новгородчине. Все свои исследования Владимир Павлович тщательно систематизирует и записывает в надежде выпустить книгу с подробными схемами и картами. Как и большинство краеведов, он много путешествует по родным местам и, конечно, в первую очередь объектом его изысканий стали окрестности Пролетария и Бронницы. Найти координаты места, где стоял древний храм, ему несколько лет тому назад помогли старожилы деревни Большие Поляны и внимательный анализ исторических материалов.
По следам Дмитрия Донского
Как и когда был основан монастырь — неизвестно. Впервые в летописи Понедельский монастырь упоминается в 1386 году в связи с военным походом на Новгород Дмитрия Донского. Тогда великий князь решил наказать Новгород за то, что новгородские ушкуйники разграбили Кострому, досадили восточным купцам, что могло спровоцировать новые погромы со стороны ордынцев. Многочисленное войско, в которое входили костромские, суздальские, муромские, ярославские и другие рати двинулось на Новгород. Не дойдя 30 верст, княжеское войско остановилось и раскинуло стан на берегу небольшой речки Понеделька недалеко от монастыря. Переговоры о мире велись долго, не сразу стороны сумели договориться. Новгородцы, готовясь к осаде, сожгли 24 пригородных монастыря и посады за Окольным городом, чтобы в них не могли укрепиться княжеские войска. Так рассказывает летопись. Возможно, уже тогда часть монастырей была потеряна для истории. Со временем некоторые из них восстановили, а вот Понедельскому не повезло – он так и не обрел былой самостоятельности.
Из Писцовой книги 1495 года известно, что на Понеделье был погост. Кстати, очень часто под словом «погост» мы понимаем «кладбище». Но на Руси первоначально погостами называли сельские общины. Особенно характерны такие погосты для новгородских владений. Так вот часть земель Понедельского погоста принадлежала новгородским монастырям – Вяжищскому, Сковородскому и Ситецкому (последние два не сохранились), а часть перешла московскому князю.
В документах 1685 года Понедельский монастырь упоминается как убогое место, приписанное уже Вяжищскому монастырю. Из архивных документов также установлено, что существовал он не менее 400 лет и был закрыт в 1764 году. Единственная сохранившаяся деревянная церковь Святого Николы стала приходской. В деревне Понеделье в 1902 году еще жили люди, там насчитывалось 25 домохозяев. Сегодня от нее ничего не осталось.
Путешествие к святым местам
Владимир Павлович легко ориентируется в лесной чаще по своим, одному ему известным, меткам. Через несколько минут выходим на большую поляну и без труда находим колею, оставленную тракторами, по которой нам и предстояло пройти часть пути. Идти было тяжело – ноги то и дело проваливались в топкую трясину, натыкались на вывороченные пни и поваленные деревья. Но зато наши усилия окупились с лихвой: вдоль дороги краснела земляника, которой мы с удовольствием лакомились, где-то рядом неустанно отсчитывала года кукушка, а воздух был напоен ароматами разнотравья. Красота! Наконец вышли на небольшую возвышенность, и тут наш экскурсовод открыл секрет: оказывается, мы идем не по обычной лесной тропинке, а по железнодорожной насыпи. Владимир Павлович рассказал, что именно здесь во время Первой мировой войны проходила ветка железной дороги Петроград–Новгород–Орёл:
– Возведение этой 800-верстной дороги началось в 1916 году, в самый разгар Первой мировой войны. Она должна была разгрузить Николаевскую и Витебскую линии по снабжению Петрограда продовольствием и топливом. Быки, которые сегодня мы видим у Юрьева, – это часть так и не реализованного проекта. Дело в том, что он наделал много шуму в тогдашних культурных кругах, поскольку железная дорога должна была пройти в непосредственной близости от древних памятников на Городище и церкви Спаса на Нередице и изменить природный ландшафт заповедной зоны. Против строительства дороги активно выступали видные ученые и историки того времени, в том числе и художник Николай Рерих. В итоге эту линию так и не достроили. А вот куда делись шпалы, рельсы, и успели ли их вообще проложить, никто сказать мне не смог. Кстати, проходила «железка» по древнему зимнику – из летописей известно, что этим маршрутом ходили в походы новгородские князья, а в 1386 году на мирные переговоры с москвичами по нему приезжали послы из Новгорода. Место, где принимал послов князь Дмитрий Иванович, находилось за рекой Нишей в деревне Ямно.
Только внимательно присмотревшись, я поняла, что мы и в самом деле идем по довольно широкой дороге. Об этом можно было судить по сохранившимся придорожным канавам, густо заросшим мелким кустарником и деревьями. У высоченной сосны Владимир Павлович опять сделал остановку и показал на едва заметную среди деревьев тропу:
– Если повернуть налево, то попадем в деревню Нильско, направо – выйдем к месту, где когда-то и располагался Понедельский монастырь. По преданиям, именно по этой лесной тропинке ходил в церковь Николы преподобный Нил Столобенский, один из самых почитаемых святых Поозерья.
По словам Владимира Павловича, здесь еще несколько лет тому назад стоял верстовой столб, по которому путники ориентировались в лесной чаще. Мы поискали его, но даже следов не обнаружили.
Вышли на опушку елового леса – это и было то самое место, к которому мы так стремились. Что ожидали увидеть? Даже не знаю. Может быть, остатки фундамента или сруба церкви? Мы с Ольгой Станиславовной испытали разочарование – о святой обители не напоминало ничего! Огромная яма, больше похожая на воронку от взрыва снаряда – вот и всё, что осталось от некогда красивого храма. Из архивных источников известно, что в 1799 году первая, самая древняя, церковь сгорела, но через год срубили новую. А вот когда не стало и её, точно пока не установлено. Но Владимир Павлович был полон оптимизма:
– Речка Понеделька в старину была полноводней, и если вспомнить рисунок в отчете Августина Мейерберга, то можно предположить, что художник делал зарисовку с противоположного берега. Что, кстати, подтверждается и старинной картой. Речка в этом месте делает характерный S-образный изгиб, если русло сильно не изменялось со временем, то, думаю, монастырь примерно здесь и располагался.
Остановись у Поклонного креста
Дорога обратно оказалась намного короче – и это был ещё один сюрприз нашего проводника. Оказывается, попасть к историческому месту можно было более удобной и короткой тропой, проходящей по очень красивым местам вдоль речки Понеделька. А провёл он нас по длинному древнему маршруту намеренно, чтобы мы прониклись, так сказать, духом старины.. Им-то мы прониклись, а вот природой полюбоваться так и не успели – первые капли дождя заставили искать ближайшее укрытие. Им оказалась остановка рейсового автобуса у деревни Большие Поляны. Разговорились с местными жителями, которые ожидали приезда автолавки. И естественно не удержались, чтобы не спросить, что они знают о Понедельской обители?
Те, что помоложе, честно признались, что первый раз о ней слышат. А вот Нина Георгиевна Михайлова, которой недавно исполнилось 84 года, припомнила, что о церкви Николы ей немного рассказывала бабушка:
– Я старожил деревни, здесь жили несколько поколений моего рода, но о Понеделье они немного рассказывали. Знаю только, что ещё до войны там рос огромный вяз и было красивое кладбище, где хоронили священников, там же и наша местная барыня была похоронена. Одно время ходили слухи, что где-то недалеко от речки очень давно монахи зарыли несметные сокровища. Поэтому кладоискатели часто там копали, всё вокруг перерыли. Возможно, что-то находили. Кто их знает? А места у нас и в самом деле необычные, с интересной историей. Вот здесь, рядом с остановкой, стояла красивая часовня, в которой было очень много древних икон, возможно, часть из них – из Понедельского монастыря. В 30-е годы прошлого века борцы с религией часовню разрушили, но большую часть икон люди успели спасти. У нас дома тоже хранилась очень красивая – с ликом Божьей Матери, но как называлась, не знаю. Существовала даже легенда: когда один из богоборцев сбросил на землю колокол, у его жены начались преждевременные роды, появившийся на свет малыш долго кричал и через две недели умер. А в 1940 году у нас случился большой пожар, почти вся деревня сгорела и иконы погибли, ни одной не осталось. Пострадала деревня и во время войны. Причем не только от бомбежек немецкой авиации, все деревянные постройки наши военные разобрали на строительство дороги-лежневки, по которой в Старую Руссу двигались колонны военной техники для фронта. Все жители были в эвакуации в Крестецком районе, а когда вернулись, то оказалось, что жить-то и негде.
Пока разговаривали, дождик прекратился, и люди потянулись к подъехавшей автолавке. Каждый приезд магазина на колесах для сельчан становится событием дня. Летом, когда приезжают в гости дети и внуки, спрос на продукты ощутимо выше. Что касается выбора, то существует обязательный ассортиментный перечень, который включает самое необходимое. Все другие товары, в том числе промышленные, доставляются по заказам. Без проблем привезут и крупные покупки: телевизор или стройматериалы. В этот день люди, кажется, остались довольны – без покупок никто не ушел.
Вспоминая чуть позже разговор с жителями, я подумала: «Странно получается, никто ничего не помнит, а черные копатели прекрасно осведомлены, где клад искать. И откуда, спрашивается, у них эта информация? Не в архивах же сидели? Или жажда денег и на это смогла сподвигнуть? Они-то, вероятнее всего, и уничтожили последние следы древней обители».
А наш путь лежал дальше – в деревню Нильско, где, по словам Владимира Павловича, когда-то тоже стояла красивая деревянная церковь в честь почитаемого в этих краях преподобного Нила Столобенского, о котором я рассказывала в начале. К ней вела красивая липовая аллея, возраст большинства деревьев был не меньше сотни лет. Но аллею совсем недавно полностью спилили из-за ветхости деревьев, а на месте старинной церкви в 2013 году по благословению митрополита Новгородского и Старорусского Льва состоялось освящение Поклонного креста. Его установили сами жители деревни, которые после богослужения единодушно решили общими усилиями восстановить церковь. Кстати, древняя традиция установления поклонных крестов, начало которой положила княгиня Ольга, возрождается. И это правильно, ведь они напоминают нам о покинутых поселениях или о древних разрушенных храмах. Может быть, когда-нибудь они появятся и на месте всех утраченных монастырей Новгородчины.
Завершая наше небольшое путешествие, я подумала: «Да у нас, куда не пойдёшь, обязательно окажешься в святом или историческом месте. Просто мы ходим по древней новгородской земле и не задумываемся об этом. Ну кто из заядлых грибников, приезжающих в деревню Большие Поляны, знает, что он идёт по тем самым местам, где несколько столетий назад ступала нога святого Нила Столобенского или отдыхали у костра, готовясь к бою, ратники князя Дмитрия Донского?!».
Евгения АБАШЕВА
Фото автора