Пятница, 01 ноября 2024

Редакция

Остановка по требованию

Первая семья из Украины самостоятельно прибыла в наш район

Это страшное слово «война»
Мы помним, как всё начиналось. Помним, как нервно переключали каналы телевизора, чтобы узнать последние новости из соседнего государства. Применить армию против мирного населения  было огромным цинизмом. Славянск стал главным центром киевских атак. Наверное, маленькие дети, которые теперь не только из учебников по истории знают, что такое война, будут помнить звуки разрывающихся снарядов всю оставшуюся жизнь... Героически сопротивлялись все.

Помощь в дни блокады от местного населения защитникам города была колоссальная, в результате чего, обезумевшая от своей беспомощности армия стала разрушать системы водоснабжения, электросети. Чем заслужили  такое отношение к себе старики, которые не смогли покинуть родные дома? Украина в войне для них уже не впервые. В свое время многие пережили Великую Отечественную  и думали, что слезы от подобных событий больше никогда не выступят на глазах. Ошибались...

Мы встретились с супругами Светланой и Евгением Миненковыми и их  детьми – первоклассником  Ярославом и малышкой Софийкой – в райцентре, куда их привели дела. Обычная семья, каких сотни, тысячи.

Они выросли на украинской земле, в городе Константиновка, что расположен на реке Кривой Торец в 55 километрах от Донецка. Это промышленный центр и крупный железнодорожный узел. Именно сюда перебрались родители Светланы из Екатеринбурга, когда дочери было всего два года.

Их судьбы похожи на судьбы большинства сверстников. Безмятежная юность, первая любовь, которая оказалась навсегда, рождение семьи, появление на свет малышей. У них всё было. Квартира, в ремонт которой вкладывали все свои сбережения и которую довели практически до совершенства. Родители и многочисленная родня,  жившие в одном городе. Работа. И всего этого в одночасье не  стало. Нет, оно осталось, там, на Украине, где до сих пор рвутся снаряды, унося жизни людей. Здесь, на земле Новгородчины, в селе Зарубино, где обосновалась семья, Светлану и Евгения  всё чаще посещают воспоминания.

– С работой у нас в городе было сложно всегда, ещё задолго до того, как начались военные действия. Я, например, окончила техникум по специальности «технолог стекольной промышленности», отработала три года на заводе, а, когда подошло время выходить на работу после декрета, оказалось – просто некуда, завод закрыли. И такая участь постигла многие предприятия города, – начинает разговор Светлана, в который тут же вступает Евгений:

— У меня за плечами 14 лет трудового стажа. Работал и на предприятиях черной металлургии, и пищевой промышленности, приходилось трудиться слесарем-аварийщиком Горводоканала, буквально до отъезда – на мясоперерабатывающем комбинате. Для меня главное – чтобы работа была официальной, а не «на дядю».

Цены росли, зарплата же – стойко стояла на одном месте. Вдвоём, конечно, жить было можно, втроём – «тянулись», вчетвером – совсем тяжело.

«Памятник поехал»
В стране стало неспокойно, Миненковы стали всё чаще задумываться – не покинуть ли здешние места. Ну а когда началась война, Евгений сразу сказал Светлане: «Уезжай с детьми, здесь находиться опасно». На что последовал ответ: «Без тебя никуда не поеду». Конечно, одному выкрутиться было намного легче.

– Мы ждали, буквально, до последнего. От Константиновки до Донецка 50 с небольшим километров. Военная техника стояла за городом. Те танки, которые воевали во вторую мировую войну, а затем десятилетиями стояли на пьедесталах, заводили, и на  них ездили по городу. «Папа, смотри – памятник поехал», – как-то сказал семилетний Ярослав.

Многие украинцы шли и идут воевать просто потому, что им дают  ружья. За Национальную гвардию воюет  каждый пятый украинец, остальные – наёмники: арабы, сербы, испанцы, итальянцы, американцы. «Правый сектор» – это настоящие звери.

Над городом сгущаются тучи
Да, жителям Константиновки удалось уцелеть в кровавой мясорубке, обойтись без  бомбёжек, но в городе тоже стреляли.

— В начале лета Светлана с детьми лежала  в больнице. Вдруг звонок: «Приезжай, забирай нас!». В одночасье над городом сгустились тучи. Медсёстры в больнице стали закрывать окна, двери. Мамочки лихорадочно писали расписки, и с  недолеченными детьми  возвращались домой. Автобусы перестали ходить. Я приехал на такси, отвёз жену с ребятами к родителям. Через час высадился вертолёт с десантниками. Стреляли из крупнокалиберного пулемёта. Только к двум часам ночи стало спокойно, всё утихло. Когда возвращались домой от родителей, видели бомбардировщик. После этого в автобусах постоянно проверяли документы.

Два месяца сидели без воды. Нет, не совсем, но водопровод не работал. Набирали её в колодцах, в ручейках, в родниках. На Белую гору, в низине которой много воды, ездили при каждом удобном случае. Оттуда, конечно, её привозили трёхсотлитровыми бочками: и себе, и соседям. С продуктами было более-менее нормально. Это сейчас узнаём от родных, что они подорожали в десятки раз, и не каждому доступны. При этом цены продолжают расти, — продолжает Евгений.

Туда, где спокойно
– Расскажите, а как вы оказались в селе Зарубино.

– В социальной сети «ВКонтакте»  есть группа «Помощь беженцам». Там мы и увидели сообщение о том, что семья Людмилы Новиковой из с.Зарубино Новгородской области готова принять беженцев из Украины. Завязалась переписка. И мы приняли окончательное решение о переезде в Россию. Ехали автобусом в Ростов, одновременно моя сестра  с мужем выехали в Москву. Сейчас они тоже живут в Новгородской области.

У Людмилы самой трое сыновей, правда, старший закончил школу и учится в городе. Нас она приняла тепло. Выделила практически полторы комнаты – в одной обосновались мы с женой и Софийкой, а Ярослав живёт в детской, вместе  с её младшими сыновьями, один из которых тоже первоклассник. Людмила спрашивает: «На питание есть деньги? Если нет, я сама куплю всё необходимое». Муж её показал мне свой гараж и сказал: «Если что-то нужно из инструментов, просто заходи и бери». Это дорогого стоит.

Люди в Любытинском районе  гостеприимные, отзывчивые, добрые, светлые.

И ещё, что нас удивило. Человек может выйти из машины и не закрыть её. В Константиновке через минуту её просто-напросто угнали бы. То же и с велосипедами. Они спокойно стоят у домов, у магазинов. На Украине оставил его на пять минут – больше уже не увидишь. А пустующие дома? У нас если человек уехал, через месяц дом разберут «до печки».

— Скучаете по родной Константиновке?

— Очень! Там остались родители, многочисленные родственники. Звоним им, общаемся по Интернету. Сестра, как я уже говорил, сейчас живёт на Новгородчине, с ней созваниваемся чаще. Родные говорят, что цены на товары,  квартплата растут на глазах. Очень жалеем квартиру, в которую вложили силы и средства. У нас были прекрасные условия для жизни.

— Снится родина?

— Да, но в основном это кошмары. Плохое снится. И ещё вспомнил случай. Когда мы ехали в Россию, под Ростовом Ярослав говорит: «Папа, посмотри, у кустов танки стоят». Естественно, никаких танков там не было. Видимо, военные действия, чувство страха подействовали на ребёнка.

Здесь, в Зарубине, хорошо и спокойно. Даже если раздаётся праздничный фейерверк, мы уже не думаем, что это стреляют.

– Какие планы на ближайшее будущее?

– Мы   вступим  в программу переселения соотечественников. Планируем получить российское гражданство. С новыми  паспортами, думаем,  будет легче устроиться на работу.

Конечно, хочется домой, но в то же время мы отчётливо понимаем, что там мы никому не нужны. Если думать о будущем, нужно оставаться в России. Мы уже посетили   Центр занятости населения. Если всё получится с работой, возможно, мы обоснуемся в здешних местах. Жильё здесь дешевле, чем в Ростове примерно раз в пять. В Зарубине можно купить неплохой дом за 300 тысяч рублей. Подобный в Ростове стоит полтора миллиона, не меньше.

Что же касается квартиры в Константиновке, её придётся продать. Родителям не под силу содержать её и свой дом. Хотя и стоимость её сейчас уменьшилась в разы.

Наш разговор подходил к концу. Софийка, как ласково называют её родители, бегала по травке, подставляя  свои крошечные ладошки солнышку, которое щедро дарило тепло и яркий свет в первые дни сентября. Может быть, Любытинская земля станет для неё и всей семьи Миненковых второй родиной. А сейчас она просто радуется привычным вещам и не затыкает пальчиками маленькие ушки, как это делала в далёкой Константиновке, когда звучали выстрелы.

Нам удалось пообщаться и с Людмилой Новиковой, которая приняла под кров своего дома семью Миненковых. Вот что она рассказала:

– Каждый раз, включая телевизор, в первую очередь, смотрим новости из Украины. Душа болит за народ. В «ВКонтакте» я нашла группу «Помощь беженцам». Поговорили с мужем и решили – чем можем, поможем.  Написали сообщение, что готовы принять семью.  Дом у нас большой. Честно говоря, не думали, что кто-либо откликнется… Сейчас мы сильно  подружились с семьёй Светланы и Евгения, наши мальчики ходят в один класс. 

9 сентября под председательством заместителя губернатора области Алексея Афанасьева прошло заседание рабочей группы по вопросам приема и оказания помощи гражданам, вынужденно покинувшим территорию Республики Украина и прибывшим в Новгородскую область.

Одной из главных обсуждаемых тем был вопрос о готовности Крестецкого, Хвойнинского, Парфинского, Чудовского и Пестовского районов к приему еще 150 иностранных граждан. Всего область централизованно приняла более 570 жителей Украины, вынужденно покинувших свою страну. Было также отмечено, что область готова принять как, и намечалось,  2200 граждан Украины. В центре внимания был также вопрос о трудоустройстве прибывших в Новгородскую область людей с территории вооруженного конфликта.

Лариса ПЛАТОНОВА
Фото автора

Опубликовано в газете 19 сентября

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА