Приятная глазу картина предстаёт в эти дни на базе батецкого дорожного предприятия. Собственно, картина простая – в ангарах и на площадках пусто.
Не пройдёт и полгода…
Это значит, что все люди и техника – на объектах, в живой работе. Совсем недавно положение было диаметрально противоположным… Авантюра прежнего дорожного подрядчика с громким названием «Модернизация» ожидаемо закончилась провалом. Почти девять месяцев дороги района не знали присмотра, ухода и ремонта. Авантюризм в этой сфере вообще инороден по сути. Это, конечно, хороший урок. Но, похоже, выучен он не всеми. Игры в аукционные торги снова «случайно» заканчиваются распределением областного дорожного хозяйства на крупные лоты-куски, заведомо непосильные ни одному ремонтному предприятию. Затем следует череда дробящих подневольных субпродрядов. К тому же подряды эти теперь не позволяют стабильно работать на перспективу и развивать предприятия на местах, ибо заключаются всего на полгода. Какое тут может быть планирование?
Стабильность это не блажь
Но не будем о грустном. С 23 сентября с Новгородским ДРП и ООО «Батецкое ДЭП» заключены договора субподряда на выполнение работ по содержанию областных автодорог в Батецком районе. Новгородцам в соответствии с возможностями доверены дороги с асфальтобетонным покрытием, батецким напарникам – гравийные. Хотя и тут нонсенс, поскольку договора должны заключаться на дороги, переданные в нормативном состоянии. А тут что (смотрите снимок)? После первых же дней работы на предприятие стали поступать благодарственные звонки от граждан: «Наконец то грунтовки привели в порядок! Спасибо за работу». Да и за ямы в асфальте, которые дорожники постарались заровнять гравием, благодарят. А как не заровнять? До ремонта ещё далеко, а впереди зима. Ведь надо смотреть вперёд, и хорошо бы не только на полгода. Логично ли столь важные социальные объекты, как дороги, оставлять в районах без постоянного надёжного хозяина? Местные дорожные организации, как это и было прежде, обеспечивают главное – стабильность.
По кусочкам - не до прибыли
К вести о передаче в районную юрисдикцию части областных дорог начальник ДЭП Олег Семёнов отнёсся двояко. Большой километраж – 138 км - его не смущает. Вот если бы эти километры были одним целым... А налицо разбросанность по территории фрагментарных участков передаваемых дорог. Вот выиграл ты подряд. В каждом поселении тебя ждут отдельные куски районных дорог. Приходится гнать, например, в Черновицы грейдер с поднятым ножом. Это 12-километровый «холостой» прогон техники по областной дороге, чтобы прогрейдировать в деревне злополучный километр. Потом такой же прогон, скажем, до Кчеры. На этих кусочках и перегонах техники не до экономии, одни убытки. Ведь денег то выделят по километражу подлежащих ремонту участков.
Олег Петрович по праву гордится тем, как предприятие справилось со сложнейшей ситуацией, надолго оставшись без подряда:
- Мы выдержали удар. Искали работу в Луге, в районе, выполняли поселенческие заказы. Конечно, здорово выручил наш песчано-гравийный карьер в Щепах. Собственно, можно было свернуть деятельность, оставив четырёх человек на карьере. Но мы намеренно держали людей, сохраняя профессиональный костяк коллектива на будущее. А вообще-то не чурались никакой работы. Даже дрова для населения готовили.
Ступай-ка, бабушка, в лес…
Кстати, о дровах. Напомним, что Семёнов, что называется, един в двух лицах, и как председателю районной Думы ему довелось плотно заниматься вопросом обеспечения жителей частного сектора твёрдым топливом. Он поднимал этот до сих пор не решённый вопрос и на областном уровне. Надо, чтобы человек мог просто позвонить и заказать на зиму дрова. А ему предлагают… зелёные насаждения. То есть ступай, бабушка, в лесничество с пачкой документов. Причём, каждый год с новой пачкой, будто у неё дом становится больше. Там бумаги примут и отвезут заявителя в лес: вот тут руби! А кому рубить то, бабушке? И к кому ей обратиться? Заготовителей то теперь – раз, два и обчёлся. И люди, и техника стареют. Даже если есть силы на самостоятельную заготовку, дешевле дрова не обойдутся. Нередко как бывает? Напилишь в лесу дров, а когда приедешь забирать, их и след простыл. К тому же надо нанять машину, грузчиков и самое главное – устроить дорогу к делянке…
На всю оставшуюся жизнь
Сохранив в безвременье трудоспособный коллектив, с обретением контракта в ДЭП даже приняли на работу ещё шесть человек. И теперь стало всего 32 работника. Для сравнения, в 2012 году их было 60, годом позже 44… Хотя, по большому счёту, здесь привыкли брать не числом, а умением. В день нашей с Семёновым беседы основные силы были брошены на дорогу Кромы – Тёсово. Там на участке Лугско – Любуницы – Мокрицы пришлось немало попотеть, чтобы хоть на время до капремонта заделать ямы и спрофилировать вконец убитые обочины. В работе были заняты прораб Игорь Тушинский, грейдерист Сергей Урсаки, водители самосвалов Сергей Егоров, Юрий Лукин и Роман Чикишев.
А вообще, в разных концах района задействованы аж восемь грейдеров. Олег Петрович усмехается: «А Марковкин из злополучной «Модернизации» намеревался двумя управиться…». Приближающийся профессиональный праздник нынче, конечно, омрачён. Но люди здесь ни при чём. К передовикам можно причислить любого из списочного состава. Семёнов навскидку назвал мастеровитых грейдеристов Тимофея Дмитриева, Анатолия Евстифеева, Сергея Степанова, водителя Виталия Александрова. Всем им вместе предстоит до конца года выполнять полный комплекс работ по содержанию дорог. Зимой надо чистить снег. И, уверен Олег Семёнов, сделают они это так, что жители района сразу почувствуют разницу. А мы пожелаем дружному коллективу дорожников длинных и надёжных контрактов. Чтобы хватило работы на всю оставшуюся жизнь.
Олег Платонов