Стал историей 2014-й, объявленный Годом культуры. На смену ему пришёл 2015-й – Год литературы.
В последнее время мы много рассуждаем о том, как важно, чтобы мы много читали, чтобы компьютеры и современные технологии не вытеснили из нашей жизни книгу, печатные издания, без которых раньше мы не могли обходиться. Чтобы в каждой семье были любимые книги, и родители рассказывали о них детям, а те по книгам учились жизни и всему «разумному, доброму, вечному».
Год литературы стал особенным для человека, который не расстаётся с книгой никогда и знаниями каждый день делится с учениками. Учит их любить книгу, литературу так, как любит сама. И по признанию тех, кто знает Людмилу Николаевну Королёву, ей это удаётся. Её ученики выходят в жизнь грамотными людьми, имеющими своё мнение, свой взгляд на жизнь и, конечно, любящими книгу.
Нынешний год для преподавателя русского языка и литературы гимназии «Логос» Л.Н. Королёвой юбилейный. Юбилей она отметила не только в кругу семьи, но и своих учеников и их родителей, для которых даже после расставания с гимназией, остаётся родным и близким человеком. А это значит, что выбранный путь оказался правильным. Вместе со своими учениками она много лет уверенно шагает по дороге открытий. Символично, что Год литературы мы начинаем с рассказа об уважаемом и любимом всеми преподавателе и душевном и щедром человеке, умеющем сопереживать, понимать и развивать в своих подопечных любовь к литературе.
Оглядываясь назад
Как правило, в дни юбилея мы даём оценку прожитым годам. Жизнь Людмилы – это не просто стечение обстоятельств, которое привело её в учебный класс, это закономерность. Будучи одной из лучших учениц школы №1 им. Н.А. Некрасова, она мечтала со школой не расставаться никогда. Примером стали учителя, оставшиеся близкими людьми на всю жизнь. Это Эдуард Степанович и Алла Сергеевна Ольховские и классный руководитель, преподаватель русского языка и литературы Антонина Павловна Николаева.
Люда – человек активный, ответственный следопыт, всё свободное время отдавала школьному музею Боевой славы и военно-патриотической работе, которая в первой школе была на высоком уровне. На каникулах вместе с Ольховскими она ходила в походы по местам Боевой славы, участвовала в разных экспедициях. Тогда она решила стать учителем истории, как Эдуард Степанович, и после окончания школы поступать в Ленинградский педагогический институт им. Герцена на исторический факультет.
Но до исполнения мечты путь оказался не так прост, хотя были и отличный аттестат, и знания крепкие, и большое желание учиться, но вот удача улыбается не всегда. Судьба привела неунывающую Людмилу в Краснофарфорную среднюю школу, где она стала пионервожатой и, что называется, пришлась ко двору. Теперь она с благодарной улыбкой вспоминает свой первый трудовой коллектив и о каждом, с кем довелось работать много лет, может рассказывать часами. Особенно о директоре, теперь уже бывшем, заслуженном учителе Валентине Викторовне Жаровой, которая много дала своей молодой коллеге. Работа пионервожатой увлекла Людмилу, из этой школы она уходить не захотела и осталась в Краснофарфорном на много лет.
Работая, окончила филологический факультет Новгородского педагогического института и стала преподавателем русского языка и литературы. Но в душе так и осталась весёлой и энергичной пионервожатой, с задором вечно молодых глаз, громким, заразительным смехом. Мне кажется, что нисколько она не изменилась со школьных лет.
Судьба бывает щедра к тем, кто живёт честно и правильно, следуя тем канонам и жизненным критериям, той морали, что идёт от семьи и родного дома. А семья Финагиных была большая и очень дружная, в большом родительском доме были рады всем, кто приходил. Доброта и отзывчивость Людмилы – от мамы Анастасии Ивановны. Более светлого и доброго человека я в жизни не встречала. Будучи глубоко верующей, маленькая, хрупкая и красивая женщина находила для каждого слова, которые помогали. И сама она жила так, что когда её не стало, проводить её в последний путь пришло столько людей, что их не смог вместить большой дом. В такой семье доброта и уважение к людям были не просто словами. Люда с детства поняла это и живёт, как велят ей совесть и воспитание. Строгость же и умение дать правильную оценку – это у неё от отца, Николая Александровича.
Годы летят незаметно. Сегодня Людмила Николаевна Королёва – счастливая жена, мать и бабушка. Её дочка носит имя любимой бабушки – Анастасия, живёт и работает в Петербурге. Сын Александр трудится там же и воспитывает двоих детей. Много лет по жизни рядом идёт любимый муж Виктор. Жизнь удалась. Работа, хоть и отнимает немало сил, приносит большое удовлетворение, ведь для преподавателя Королёвой научить детей любить литературу и родной язык – это не просто слова. Это дело всей её жизни.
Вечный двигатель
Перед юбилеем коллеги сказали свои слова о Людмиле Николаевне. Некоторые из них, простые, но очень искренние, я озвучу.
«Обаятельная, привлекате-льная, очаровательная! Всем во всём пример!» (Наталья Субботина). «Умная, талантливая, замечательная, фонтан потрясающих идей» (Татьяна Силевестрова). «Вечно молодая» (Наталья Мельникова). «Учитель, для которого профессия стала стилем и образом жизни! Человек, растворённый в своих учениках» (Евгения Козлова). «Людмила Николаевна в команде корабля под названием «Логос» со дня его основания. Я рада, что она у нас есть» (Надежда Григорьева). «Душеспасительная, любимая, доб-рая, оптимистка по жизни, всепрощающая, зла не помнящая, открытая, искренняя, наша любимая Людочка» (Ирина Родионова). «Вечная вожатая (для меня со школы), отзывчивая, «вечный двигатель», жизнерадостная, неунывающая» (Елена Корнилова). «Я рада, что такой человек встретился на моём пути! Побольше бы таких людей, всегда готовых прийти на помощь и поддержать в любой ситуации» (Ольга Вердина). «Самый надёжный и верный друг! Как хорошо, что есть такие люди! Они делают мир добрее и чище» (Наталья Виноградова).
Эти отзывы от души. Читая их, чувствуешь гордость за человека, которого знаешь с детства. Да что лукавить, мы с Людой родня кровная и фамилия девичья у нас одна. Но будучи очень разными, есть у нас с ней одно общее – мы любим читать и считаем книгу главным учителем и советчиком. Для Людмилы это ещё и профессия, в которой она состоялась, и её труд получил высокую оценку и признательность, благодарность тех, кому она служит бескорыстно. Рассказывает заслуженный учитель России, директор гимназии «Логос» Людмила Викторовна Дынькова:
«В начале было слово»
– Язык и речь – это первооснова для того, чтобы сохранялась память поколений. Именно речь даёт возможность человеку ощущать себя частицей нации. Для того, чтобы сформировать в человеке лучшие душевные качества, научить его думать, видеть проблемы, помочь найти их решения, важна именно литература, и интересной она может стать только тогда, когда с ней знакомит думающий, читающий и вникающий во все тонкости педагог. Учитель высшей категории Людмила Николаевна Королёва именно такая, поэтому её ученики – это грамотные, любящие книгу и литературу, думающие люди, а это самый главный результат нашего труда.
В гимназии «Логос» преподаватель Королёва работает с первого дня её открытия. Нелегко было расстаться с Краснофарфорным, но она понимала, что сможет реализовать то, чем владеет сама, в школе, где обучению гуманитарным дисциплинам и литературе уделяется очень большое внимание. В своём выборе она не разочаровалась, и теперь каждый день почётный работник образования Людмила Николаевна Королёва открывает ученикам увлекательный мир литературы, делится с ними пережитым, своим видением, мировоззрением, учит их думать. Литература для неё, эмоциональной и очень открытой, это не просто любимый предмет, это её мир, который она не перестаёт открывать вместе с учениками, удивляясь и сострадая, радуясь и размышляя. Она рассуждает:
– Если русский язык – это наука, то литература – очень важное средство воспитания. Именно литература и делает человека человеком. Учит его любить, понимать, сопереживать. Несмотря ни на что, читающие дети есть, и их немало. Радостно, когда они делятся своим мнением о прочитанном, рассказывают о любимых книгах. У меня есть ученики, которым литература помогла в выборе профессии. Это Наташа Кожевникова, которая ещё в школе писала сочинения так, что чувствовалась неординарность мышления, свой взгляд и оценка. Теперь Наташа – корреспондент Новгородского телевидения, и я всегда с интересом смотрю её репортажи. Журналистике в НовГУ обучается и мой выпускник Аркадий Балюк.
Это радует, но ещё больше радует то, что мои ученики читают. Недавно мы писали сочинение на тему «Золотая полка». Дети рассуждали о своих любимых литературных произведениях, о том, какие книги они бы поставили на символическую «золотую полку». Когда я прочла эти работы, поняла, что тружусь не зря. Круг литературных увлечений наших детей очень большой. Они читают много, в том числе и серьёзной литературы, как русских, так и зарубежных писателей. Я радовалась за них и удивлялась вместе с ними, перелистывая странички их литературного мира. Я вновь убедилась: для того, чтобы лучше понимать современных детей, нужно непременно идти в ногу со временем, то есть читать все новинки литературы. Это непросто, но в нашей профессии необходимо. Сейчас, оглядываясь в те годы, когда начинала работать, я вспоминаю, как вместе с учениками открывала новое, то, о чём раньше знала немного, ведь программа, так же как и наша жизнь, меняется. Вместе с ребятами, я открывала прекрасную литературу «серебряного века», ставшую для меня любимой, Булгакова и Пастернака. Не только мы учим детей, но и они учат нас. Такой взаимный и, на мой взгляд, нужный и добрый процесс получается.
Главное всё-таки в том, что литература – это не просто отражение жизни, а настоящая жизнь. А потому она вечна, и наши дети всегда будут любить и любят книгу.
На такой оптимистической ноте хочется закончить первую публикацию начавшегося Года литературы о той, что ежедневно открывает прекрасный мир своим ученикам. От всей души поздравляя Людмилу Николаевну с юбилеем, желаем ей вечного оптимизма, радости и, конечно, благодарных учеников.
Наталья БЕЛОГИНА
Фото Анны ВИНОГРАДОВОЙ
Опубликовано в газете 15 января