Чтобы никогда беда вселенского масштаба не могла повториться вновь
Страницы биографии
Иван Александров не сразу соглашается на встречу с автором этих строк. Человек он, судя по всему, скромный, и ситуация, когда надо рассказывать о себе и о событиях, участником которых суждено было стать, его несколько озадачивает. Но, внимательно выслушав аргументы противоположной стороны и приняв их, Иван Александрович в конечном итоге «даёт добро» на общение. А биография у этого человека, надо сказать, примечательная. Более девяти лет отслужил он Отечеству офицером в Вооружённых Силах родной державы. А когда грянула страшная катастрофа на Чернобыльской
АЭС, оказался в рядах мужественных людей, которые в числе первых встали на пути разбушевавшейся ядерной стихии.
Иван Александров — уроженец Окуловского района. После окончания восьми классов школы поступил в Кулотинский сельскохозяйственный техникум, овладев специальностью техника-механика. Позднее при содействии районного военного комиссариата поступил экстерном в Челябинское автомобильное военное училище. Уже через четырнадцать месяцев лейтенант Александров приступил к службе в Вооружённых Силах. Начинал он её во Владивостоке, затем получил назначение в Комсомольске-на-Амуре. Был командиром взвода, роты, отдельной автомобильной части.
После увольнения со службы вернулся в родные края. Работал в совхозе «Транспортник», в почтовой связи.
В майский светлый день
8 мая 1986 года стало для Ивана Александровича особенной датой, наложившей свой отпечаток на его дальнейшую жизнь. С утра было приподнятое настроение. Ведь как-никак предстояло отметить собственный день рождения, а впереди ещё и большой праздник — День Победы. Ближе к вечеру, когда застолье было в самом разгаре, домой принесли повестку из военкомата. Не хотелось прерывать веселье, но в подобной ситуации, как говорится, ничего не поделаешь. К шести часам утра Иван прибыл к назначенному месту сбора — в райвоенкомат, где собрались несколько десятков рядовых и офицеров запаса. Получить хоть какую-то информацию о месте, куда предстоит выехать, оказалось делом нереальным. Людей усадили в автобус, который отправился в направлении валдайского Ивантеева. Ивану Александрову уже приходилось прежде несколько раз проходить на военных сборах переподготовку именно в этом населённом пункте. И, как тогда казалась, догадка напрашивалась сама собой: наверняка, это очередные проводимые учения, которые не продлятся слишком долго. Но всё оказалось совершенно иначе.
Всех вновь прибывших быстро переодели в военную форму. Началась подготовка автотехники, как нетрудно было предположить, к транспортировке по железной дороге. А затем людей и машины погрузили в поданный эшелон, отбывший в заданном направлении. Путь продолжался несколько суток, и практически всё это время не было ясности, куда же конкретно следует состав. Лишь высказывались осторожные предположения на этот счёт, некоторые из них в конечном итоге оказались недалёкими от истины.
В зоне ядерной катастрофы
Всё выяснилось после прибытия эшелона к месту назначения. После его разгрузки личный состав на машинах выехал в направлении тридцатикилометровой зоны отчуждения, что была установлена вокруг Чернобыльской АЭС, где совсем недавно произошла авария глобального масштаба, о тяжёлых последствиях которой можно было только догадываться.
— Остановились мы, что называется, в чистом поле и сразу начали обустраиваться. Очень быстро здесь вырос настоящий палаточный городок, — вспоминает ликвидатор. — А уже на следующий день пришлось непосредственно приступить к выполнению нашей нелёгкой и рискованной миссии. Мне довелось выполнять обязанности начальника автослужбы, отвечать за автопарк в количестве девяносто восьми машин. Начались выезды в обезлюдивший город Припять, производивший жутковатое впечатление, многие сельские населённые пункты. Здесь активно велась химическая обработка территории, имеющихся на ней различных объектов, чтобы свести к минимуму уровень их радиционного заражения. Разумеется, довелось неоднократно бывать и на Чернобыльской атомной станции в непосредственной близости от аварийного энергоблока. В основном велась работа с применением техники по захоронению радиоактивного мусора и отходов в специально отведённом могильнике Его стенки делались из блоков, сверху укладывались плиты, а для придания конструкции дополнительной герметичности отдельные её места ещё и проливались раствором.
Покидающая территорию атомной станции автотехника проходила всякий раз соответствующую обработку по очистке от радиации на специальных постах.
— Разумеется, у нас было осознание того, что невидимая и неосязаемая опасность присутствует где-то рядом и способна нанести серьёзный вред здоровью, — продолжает свой рассказ Иван Александрович. — Иногда, находясь рядом с деревьями, которые, судя по всему, довольно сильно накапливали радиацию, приходило ощущение некой тяжести и дискомфорта. Из средств защиты в нашем распоряжении были в основном одеваемые на лицо маски-повязки, об эффективности которых было довольно трудно судить. Кроме того, все мы постоянно носили с собой и дозиметры. При всём этом мы, конечно же, никогда не забывали о чувстве долга перед родной страной, народом, понимая, что именно нам выпал жребий поставить надёжный заслон нависшей огромной беды, и эту задачу необходимо выполнить любой ценой.
Жизнь после Чернобыля
С мая и по середину июля 1986 года находился Иван Александров в зоне страшной аварии на Чернобыльской АЭС. После возвращения домой Иван Александрович продолжал трудиться, растить вместе с женой Валентиной Николаевной четверых детей. Со временем всё чаще стали давать знать о себе проблемы со здоровьем. В конечном итоге пришлось ему воспользоваться своим законным правом выйти на заслуженный отдых на льготных условиях.
К сожалению, в последнее время жизнь ликвидатора не радует. Недавно супругам Александровым пришлось пережить жестокие удары судьбы: с разницей всего в несколько месяцев они схоронили сына и дочь.
На днях Иван Александрович будет опять вспоминать, как и все его товарищи-ликвидаторы, трагическую дату — очередную годовщину со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Об этом никак нельзя забывать хотя бы во имя того, чтобы ужасная радиационная катастрофа уже больше никогда не повторилась на нашей планете.
В настоящее время в Окуловском районе насчитывается 39 участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, работавших в радиационной зоне в период с мая 1986 года по 1988 год. За свой героический труд более 30 наших земляков представлены к государственным наградам. Также сегодня в нашем районе проживают более десяти переселенных и выехавших из зоны отселения семей, и 20 семей умерших участников ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.
Владимир Лебедев
Фото автора