На прошлой неделе в администрации района подвели итоги отопительного сезона.
Совещание, участие в котором приняли руководители ресурсоснабжающих и управляющих компаний, представители администрации, прошло в неформальной обстановке. Разговор был долгим и непростым, не обошлось и без взаимных претензий и упрёков. Но, как заметил первый заместитель главы района Александр Горбачёв, для того и собрались: чтобы расставить все точки над i и не наступать на те же грабли в дальнейшем.
Взаимопонимание…до фундамента
Почему на вводе в дом температура соответствует норме, а в квартирах холодно? ТК настаивает: тепло подаётся по всем правилам, а что происходит дальше, это уже головная боль управляющих компаний. То ли в плохой циркуляции дело, то ли с давлением проблемы – к единому мнению так и не пришли. Ясно одно – в ситуации нужно разбираться основательно. Заместитель директора обслуживающей организации «УправДом» Татьяна Гевейлер предложила объединить усилия. Пока, по её словам, взаимодействие с тепловой компанией заканчивается фундаментом дома.
Есть вопросы и к ряду котельных, работающих в автоматическом режиме. Казалось бы, какие тут могут быть проблемы, когда автоматика сама должна регулировать температуру? А тем временем именно с этими котельными возникают казусы: жильцы жалуются на перетоп. Конечно, можно поспорить, что лучше: холод или жара, но переплачивать за чрезмерное тепло вряд ли кому захочется, так же как и за его отсутствие. Итог дебатам подвели Александр Горбачёв и Раиса Муратова: перетоп расценивать как некачественную услугу, при наличии актов – сделать перерасчёт и отладить, наконец, работу котельных.
Проблему сразу нескольких учреждений – ДДТ, школы искусств, гимназии «Логос» (начальная школа) и спортивной школы – озвучила Елена Антонова, председатель комитета образования. Здание одно, а температура в помещениях разная, особенно холодно в Доме детского творчества, дальше всех расположенном от теплового узла. Выяснилось, что причиной тому – сложная разветвлённая система теплоснабжения. Что делать? Для начала провести экспертизу.
С горячей водой беды того же порядка, что и с отоплением: тепловая компания ресурс подаёт «с запасом», а жильцы жалуются: вода холодная, к тому же грязная. Частично свою вину ТК признаёт и даже готова сделать перерасчёт. Населению уже вернули порядка 212 тысяч рублей.
Руководитель чудовского участка тепловой компании Валерий Штейванд ссылается на большую изношенность сетей. Есть проблемы и с теплообменниками, многие из которых давно выработали свой ресурс. А тем временем цены на материалы растут, и объёмы ремонтных работ приходится сокращать. Но в прошлом году ТК Новгородская сработала с большой прибылью – напомнил Александр Горбачёв, на что руководитель чудовского участка тепловой компании парировал: и потрачено на ремонт в прошлом году было 170 миллионов. Что будет в этом, пока сказать трудно.
В целом же серьёзных катаклизмов в отопительном периоде не было, – констатировала начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи Раиса Муратова. И добавила – просто зима нынче была тёплая.
Как поссорились водоканал со «Стартом»
Дома №21 и 19 по улице Титова стали уже притчей во языцех. Несколько лет кряду жильцы задыхаются от запаха канализации, а водоканал и обслуживающая организация выясняют, кто виноват. Почему канализация забивается, и кто должен её пробивать, так и осталось загадкой. Руководитель водоканала Олег Гаспадарик вины своей организации не признаёт и ссылается на якобы проведённые работы, руководитель ООО «Старт» Николай Шеляпин просит представить акты выполненных работ и заключение. Страсти разгорелись нешуточные, усмирять их пришлось Александру Горбачёву, который напомнил: в таких спорных ситуациях в качестве арбитра выступает администрация района. Создаётся комиссия, в которую входят представители всех заинтересованных сторон, проводится обследование и выносится решение.
А пока суд да дело, людям остаётся одно: ждать и надеяться, что коммунальщики, наконец, разберутся, чья это проблема, и начнут её решать.
Никто не хотел сообщать
В администрации района создана единая диспетчерская служба – сюда должна стекаться вся информация о прорывах, отключениях и остановках, плановых и аварийных. Служба есть, а взаимодействия между ресурсниками и коммунальщиками нет. То ли в суете забывают предупредить коллег о ЧП, то ли умышленно замалчивают. Особенно много претензий было адресовано «ТК Новгородская». Руководитель водоканала Олег Гаспадарик посетовал: приходится направлять бригаду на поиски протечек, тратить время и силы вхолостую. Валерий Штейванд высказал встречную претензию: УК и водоканал также не утруждают себя звонками, особенно в городе. А ведь каждая остановка, каждое отключение – серьёзная встряска для тепловой системы.
А всего-то и надо: взять и позвонить…
Как бальзам на душу
Отчёты газовой службы и электрических сетей на фоне многочисленных проблем коммунальщиков – как бальзам на душу. Городская электросеть отработала без серьёзных проблем, аварии устраняли оперативно. Ильменские электрические сети ремонтную программу, несмотря на кризис, сокращать не собираются, привлекать подрядчиков не будут – рассчитывают на свои силы. Аварийные отключения если и имели место, то связаны были с погодными условиями. Газовая служба предупредила о двух крупных остановках подачи газа летом: традиционные работы по замене запорной арматуры.
Полтора миллиона на капитальный и полтора миллиона на текущий ремонт планируют потратить в этом году в Чудовском водоканале. Но, как заметил Олег Гаспадарик, в связи с удорожанием реагентов, цифры будут корректироваться. Руководитель водоканала сообщил о двадцати одной аварии в течение отопительного сезона, семь из них – крупные, с отключением воды в микрорайоне. Были и плановые, связанные с ремонтными работами.
Особую тревогу коммунальщиков и управляющих компаний вызывает не справляющаяся с дождями ливнёвка. Таких адресов беды по городу много, и с этим нужно что-то делать. Кто-то предложил прибегнуть к старому проверенному способу: копать канавы. Но куда их выводить и где копать, чтобы не повредить сети? Да и проблему решать нужно кардинально. Пока вопрос с ливневой канализацией остаётся открытым.
Вместо эпилога
Условно проблемы ЖКХ можно разделить на две категории: те, что связаны с объективными причинами (износ сетей, аварийное состояние домов), и те, что возникают из-за несогласованности действий многочисленных коммунальных служб. И если с первыми сложнее: они требуют привлечения больших средств и волевых решений «сверху», то со вторыми вполне по силам справиться самим.
Сейчас самое время для работы над ошибками.
Светлана ЩЁГОЛЕВА, фото автора
Опубликовано в газете "Родина" от 23 апреля 2015 года