В Малой Вишере объявлен общегородской субботник. Сегодня на улицы, газоны, в скверы, на закреплённые территории, во дворы многоквартирных домов должны выйти сотни жителей
Предписания и организации о месячнике по благоустройству и субботнике давно извещены. А любому нормальному человеку должно быть тошно от вида раскисших мусорных пакетов, которые можно найти под любым кустом. И без того не страдающие от чрезмерной чистоплотности, за зиму мы обросли мусором всех видов и образцов. Мы – граждане и мы – юридические лица. На дорогах и редких тротуарах залежи песка; срезанные ветки деревьев местами убраны только для блезиру; в фирмы такси нужно срочно приглашать специалистов по этикету и маркетингу, пусть они объяснят водителям, что бросать окурки и плеваться подсолнечной шелухой из окна машины в приличном обществе не принято, а также чревато снижением числа платёжеспособных клиентов.
Бытовой мусор – вообще особая песня. Чужой, он раздражает глаз и вызывает гневное: «Доколе?!». Свой же, он не замечается, никогда не пахнет и к тому же имеет целый список дежурных оправданий. Картинки из жизни. Артезианская скважина на Лесной обросла пустыми пачками, пакетиками и фантиками. Складывается ощущение, что туда ходят сплошь диабетики на грани гипогликемической комы. Повторятся судьба ныне закрытой скважины на улице 3-го КДО, мимо которой ходить было попросту противно. Автобусная остановка на углу улиц... Впрочем, обойдёмся без адресов – на любой остановке полно упаковок от самого бесполезного ассортимента из ближайших магазинов. Тут тоже почему-то собираются исключительно голодные пассажиры.
Берег реки вдоль улицы Урицкого на страницах газеты и на всех совещаниях лихом поминают не первый десяток лет: местные (крайне «экономные» и не брезгливые) обитатели давно облюбовали его под километровую помойку. А теперь к ним добавились ещё и приезжие дикари на колёсах, благо там хорошая дорога. В центральной части города не повезло ручейку, протекающему под улицей Гоголя. У дома №10 его берег усеян всякой дрянью. Жильцы повадились мусор складировать у глухой стены дома, где он – по погоде – гниёт или разлетается в разные стороны. Сваливать это безобразие на «чужих» резона нет: география дома не позволяет.
Таких картинок каждый может привести сотни. Что-то несуразное происходит с нашим менталитетом. Молодая мама своему малышу: «Смотри, ручки грязные, брось сейчас же фантик». Он бросает – маму надо слушать, а зарубка в мозгу уже осталась. Школьник с энтузиазмом участвует в экологической акции, но как только прозвучал отбой, пакет от чипсов бросает куда попало, почему-то никогда не попадая в урны. Немолодой мужчина, переехавший в новый дом, на подсказку соседа, что контейнерная площадка находится там-то и там-то, вежливо отвечает: «Спасибо, тут поближе» и пакет с мусором несёт к ближайшим кустам... Вечная отговорка жителей частных домов: «У меня отходов не остаётся, я всё закапываю под яблони» способна вызвать разве что усмешку.
Тема благоустройства в российской глубинке всесезонна, безгранична и плохо поддаётся коррекции. По словам опытных путешественников, наиболее приятные, ухоженные и уютные места в западных странах находятся именно в провинции. Маленький город в Европе зачастую покоряет больше, чем мегаполис, ведь в нём нет бездомных, нелегальных эмигрантов, грязи и мусора. Там все свои, каждый понимает, что небольшой городок, в котором он живёт, – его дом. У нас (разумеется, не только в Вишере) совершенно другая ситуация.
Полтора года назад губернатор Сергей Митин издал указ №349 «О мерах по благоустройству территорий муниципальных образований Новгородской области». Конечно, в этом документе речь идёт не только о мусоре и даже не столько о нём. Как идёт реализация этого указа, недавно обсуждалось на совещании, которое провёл заместитель главы администрации района Дмитрий Платонов. Перед его участниками лежал протокол предыдущего заседания: была возможность по пунктам отследить, что уже удалось сделать, а где механизм застопорился и по каким причинам.
По-прежнему актуальна тема определения собственников или арендаторов земли и различных сооружений. Если с гаражами в крупных комплексах ценой длительных усилий всё-таки почти удалось разобраться, то разномастные хижины в закоулках пока плохо поддаются учёту. Недавний случай: когда появилась необходимость срочно разбирать сараи возле расселённых домов на Заводском Домострое, за них грудью встали хозяева. Якобы хозяева. Потому что, как правило, этот самострой не оформлен, за него никто и никогда не платил налогов. А какой безобразный шанхай разместился на улице Мерецкова за углом дома №14... Сколько ещё подобных построек стоит по городу? Кстати, алгоритм их узаконивания по нынешнему законодательству достаточно сложен, пожалуй, проще снести.
Обсудили на совещании также ход оформления в муниципальную собственность или аренду КНС и канализационных коллекторов; составление перечня бесхозных коммунальных объектов; эффективность муниципального контроля за состоянием местных дорог; украшение города к Празднику Победы и другие вопросы.
Но вернёмся к благоустройству. Существует план уборки города во время месячника. Каждому предприятию и учреждению отведён свой кусок территории, который надо облагородить. Бесхозные территории закреплены за комитетами и отделами администрации, так что сегодня чиновников разного ранга вполне можно встретить в городе с мётлами и лопатами.
В указе губернатора есть такой пункт: «обеспечить своевременное выявление нарушений нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих вопросы благоустройства территорий поселений,.. и привлечение виновных лиц к административной ответственности». Несколько лет власть практически не имела законных рычагов воздействия на пакостников и безобразников. В прошлом году, наконец, были воссозданы административные комиссии при районных администрациях.
И что же? Дмитрий Платонов назвал цифру составленных в первом квартале 2015 года протоколов. Их всего четыре на общую сумму 59 тысяч рублей. Если судить по ней, то мы живём в райском местечке, в котором совершенно нечего улучшать. Замглавы выразился жёстче: «По сравнению с тем бардаком, который у нас есть, это ни в какие рамки не лезет». Планировалось, что город будет разбит по секторам, и каждую неделю пешком или машине сотрудники тот или иной из них будут осматривать, нарабатывая таким образом административную практику. Те физические или юридические лица, кто не понимает или не хочет понимать, что свою территорию надо содержать в порядке, должны за это отвечать. Рублём.
В этом плане позволительно будет вспомнить о недавно скончавшемся Ли Куан Ю. Имя в наших широтах малоизвестное, зато в Азии его знают хорошо. Этот человек превратил Сингапур в третье в мире государство по уровню ВВП на душу населения и в первое – по лёгкости ведения бизнеса. Там вообще много чего интересного. Например, полное отсутствие нищего жилья или роскошная зелень, созданная искусственным путём (чтобы кустов, цветов и деревьев было много, восемь тысяч разновидностей растений по решению премьер-министра собирали по всему миру).
Но дело даже не в этом, а в невероятной чистоте города-государства с населением в 5 миллионов 400 тысяч человек. Добивался её Ли Куан Ю совершенно драконовскими методами. 80 процентов населения Сингапура составляют китайцы, а у них есть (точнее, была) древняя привычка плевать под ноги. 20 лет на каждом перекрёстке стоял полицейский и штрафовал всех, кто плюнул. Коров, которые, как и у нас, паслись в городе, брали и без разговоров отправляли на бойню. Теперь единственная биологическая сущность, которая мусорит на улицах, – те самые деревья, дающие возможность людям нормально дышать в огромном мегаполисе.
Оставивших мусор на пляже или в парке заставляют работать уборщиками. За брошенный на улице окурок надо платить тысячу сингапурских долларов (примерно 30 тысяч рублей), за обычную бумажку – половину этой суммы. За вождение автомобиля в пьяном виде бьют палкой по пятой точке и отправляют в тюрьму на полгода. Ещё палками наказывают за продажу сигарет и алкоголя несовершеннолетним: владельца магазина оштрафуют; продавца выпорют и посадят на год.
Сингапурцы сначала возмущались зверством властей, а теперь гордятся чистотой своего города. И мало кто может поверить, что всего 40 лет назад он представлял собой совсем другое зрелище. Жители ленились нести объедки на помойку (как это знакомо!) и выбрасывали мусор из своих окон прямо на тротуары. Всюду вились тучи москитов. Сесть пьяным за руль считалось нормой. Власти пытались действовать добром: объясняли, как хорошо поддерживать чистым свой город, публиковали статистику смертей пьяных водителей, но это не сработало. После введения огромных штрафов всё изменилось.
Телесные наказания в европейской стране, которой (очень в это хочется верить) остаётся Россия, разумеется, невозможны. Но вот отучать людей мусорить с помощью штрафов, наверное, стоит. Уговоры, признаться, и у нас помогают мало. Как сорок лет назад, так и сегодня...
Валентина БАЗАНОВА